На стенах небольшого, но уютного дома, где жил и работал корифей изобразительного искусства Башкирии, размещено 28 рамок, в которые вместились 127 экслибрисов. Еще несколько десятков оттисков представлены в альбомах, которые посетители с удовольствием листают, иногда застывая над сюжетами, вникая в их суть. Тематически они посвящены мифам, сказаниям, истории разных культур мира.
- Тут и шумеры, и Древний Египет, и Вавилон, и Древняя Русь. Все очень фундаментально, мощно и прочувствовано, - делится эмоциями заслуженный художник РБ Амир Мазитов. - Неважно, какого размера работы делает художник. Он говорит о себе, своем внутреннем мире, о своем интеллекте.
Это уже четвертая персональная выставка экслибриса Ольги Самосюк. Первые две состоялись в Музее экслибриса в Москве, третья - в уфимской галерее "Мирас". На четвертую автор отобрала работы, сделанные с 1989 года, но только то, что ее до сих пор устраивает саму.
Всего она сделала более 270 экслибрисов. Почти все они выполнены в одной технике - это открытое травление и акватинта на цинке.
Как говорит художник, экслибрис не может быть единичным. Если это так, то перед вами картинка. Экслибрис - всегда тираж, так как относится к печатной графике. Это может быть линогравюра или литография, ксилография или любой вид офорта, когда можно отпечатать не менее 25 равнозначных оттисков.
История экслибриса тесно связана с историей книги. Exlibris - это книжный знак, выполненный художником для хозяина книги или библиотеки, печать, которая минимальными средствами должна рассказать о библиотеке и авторе.
- Моя манера рисования подходит для миниатюрных работ. В свое время в Уфе появился коллекционер из Одессы Юрий Веселов, который увидел мои работы в галерее "Сангат" и посоветовал заняться экслибрисом. Я на пробу сделала несколько штук и мне понравилось. Экслибрис - книжная вещь, а я всегда любила читать, - рассказала Ольга Самосюк. - Что касается сюжетов, то исторические для меня более притягательны, чем современные. Я счастливый человек, потому что никогда не работаю под жесткую диктовку, даже если есть заказ. Если картинка складывается, то воплощаю ее, если нет, то отказываюсь. Когда делаю для друзей, а я очень люблю им дарить свои работы, то тут влияет личность человека, я ведь не знаю, какие книги у него в библиотеке.
Ольга Самосюк - редкий художник, которого отличает внимание к деталям, а в такой технике, как офорт, добиться точности детали технически сложно. Поэтому коллеги по цеху, рассматривая экслибрисы Ольги Самосюк, не могут удержаться от восхищения, понимая, каких колоссальных трудов и мастерства это требует. Правда, сама Ольга Александровна не любит подобных оценок, говоря, что она не только умеет, но и любит заниматься офортом, а значит, ей это не в тягость, а в удовольствие.
Народный художник Башкортостана Иван Фартуков говорит, что не видит большой разницы между экслибрисами Ольги Самосюк и ее большими станковыми работами.
- Язык один, техника тоже, самое главное - информативность. Таких художников, которые в графике работают так объемно, полно и глубоко, как Ольга Самосюк, в Башкирии больше нет, - подчеркнул Иван Фартуков.