Начиная с 2024 года весь прием - механики, судоводители, электромеханики, рефмеханики, промрыбаки, рыбоводы - "уйдет" в сторону компаний, которые будут заключать с ними целевой договор по подготовке. Образование для молодых моряков будет бесплатным, а предприятия-партнеры должны предоставить практику и после выпуска трудоустроить молодого специалиста, отмечает Игорь Артеменко, начальник одного из мурманских учреждений среднего профессионального образования, которое готовит специалистов для рыбодобычи.
- Набор на первый курс - 75 судоводителей, 50 механиков, 50 электромехаников, 25 рефмехаников, 25 промрыбаков, 25 специалистов по аквакультуре, - добавляет Игорь Артеменко. - Все, кто поступает учиться на эти специальности в рамках данного проекта, будут подписывать с компаниями-партнерами контракт по целевому обучению. Обучающийся обязан принять это трудоустройство, иначе каждая из сторон будет обязана вернуть в бюджет средства, потраченные на обучение. В этом году конкурс оказался очень высоким - не все из тех, кто подал документы, смогли поступить на бюджет.
Эксперты называют нехватку кадров одной из главных проблем российской рыбопромышленной отрасли. По данным Мурманскстата, на июнь 2023 года среднемесячная заработная плата в рыболовстве и рыбоводстве составляла более 249 тысяч рублей. Однако труд рыбаков настолько тяжел, что даже высокие доходы способны заманить на морской промысел далеко не всех. В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) отмечают, что доля выпускников образовательных учреждений Росрыболовства, которые пошли работать в отрасль, составляет всего восемь процентов в высшем образовании и около 15 процентов в среднем.
- Молодежь практически не обращается к нам для трудоустройства, потому что работа на судах прибрежного лова очень тяжелая, - говорит Алексей Бараков, директор мурманского предприятия "Карелрыба", которое занимается прибрежным промыслом. - Да мы, скорее всего, и не взяли бы выпускника без практического опыта работы. Наши суда небольшие, численность экипажей очень ограничена, а это означает, что надо по-настоящему пахать.
Еще одна причина кадрового дефицита в том, что качество специалистов, которых готовят рыбопромышленные вузы и колледжи, остается очень низким. В учебную программу морских вузов и ссузов не входит весомая часть того, что необходимо знать и уметь специалисту на промысле, отмечает руководитель кадровой службы ГК "Антей" Наталья Бабуркина. Эту задачу приходится брать на себя опытным членам экипажей, которые передают знания новой смене.
- Помню такой случай. Несколько лет назад поднимали флаг на новеньком пароходе, и второй штурман для нас проводил по нему экскурсию, - рассказывает председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. - Спрашиваю его без всякой задней мысли: "Сколько же на таком огромном судне водонепроницаемых переборок?" Его ответ меня сразил наповал: "Это надо спросить у старпома". Иными словами, второй штурман попросту не знает устройства судна, на котором собирается ходить в море. Во времена СССР моряк не мог перевестись с одного судна на другое без аттестации по его устройству. Пока ты это устройство не выучишь назубок и не сдашь, не переведешься.
База учебных заведений, готовящих будущих моряков, сегодня не соответствует реальным условиям, в которых им предстоит трудиться в море, подчеркивает генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк. Сегодняшние суда океанического флота, даже если они не являются новостроями, имеют самые современные и лучшие траловые комплексы, двигатели, поисковую аппаратуру и рыбофабрики. На берегу и в помине нет обучающей базы, которая по своему уровню соответствовала бы таким судам. Нередко студентов до сих пор учат на оборудовании 80-х годов минувшего века. Еще одна проблема в том, что преподаватели, которые их обучают, ориентируются не на качество подготовки, а на план, добавляет эксперт. Даже если студент учится плохо, его стараются не отчислять. Бюджетника нежелательно отчислять потому, что каждое бюджетное место - это деньги для учреждения. "Платника" не отчисляют по той же причине. Естественно, молодые люди понимают, что их будут "тянуть за уши" до самого диплома, и не стремятся постигать свою специальность по-настоящему.
- Сейчас моряков учат в вузах и колледжах за государственный или за их собственный счет. Но времена, когда все профессиональное образование висит на бюджете, заканчиваются, - подчеркивает Валентин Балашов. - За счет бюджета нужно готовить тех, кто потом будет работать в бюджетной сфере - врачей, учителей, ученых, работников культуры и так далее. Но ведь они работают в первую очередь на крупный бизнес. А значит, рыбопромышленники обязаны финансово участвовать в подготовке кадров для себя, в том числе поддерживать учебные заведения.
Алексей Осинцев, президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота:
- Сегодня молодежь не связывает будущее с рыбодобычей. В результате отрасль сталкивается с дефицитом кадров в то время, когда реализуются масштабные проекты развития и строительства новых судов, которые требуют высококвалифицированных специалистов. В этих условиях необходима целевая подготовка с гарантией работы на промысле.