- Да, в ряде случаев российские товары могут быть дороже, чем аналогичные китайские, - отметил председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин. - Но если не поддержать российского производителя и не перенаправить денежный поток из бюджета в адрес российских производителей, то они лишатся возможности развиваться. Предприятия уже сделали ряд шагов, чтобы изготовлять необходимую нам продукцию, и сегодня они должны быть обеспечены гарантированным сбытом в течение года-двух, чтобы отладить производственный процесс. А когда это будет сделано, изделия станут дешевле.
Одной из ключевых поправок в Федеральный закон N 44-ФЗ станет предоставление регионам возможности централизованно закупать через специально созданное акционерное общество или государственное унитарное предприятие лекарства, медицинские изделия, оборудование у единственного поставщика. Практика пандемии показала, что чрезвычайно важно иметь запасы лекарств, оборудования и материалов, позволяющие быстро распределять их по тем больницам и поликлиникам, где в них существует наибольшая нужда. Централизованная схема, когда регион закупает гораздо больше лекарств для гораздо большего количества пользователей, позволяет экономить бюджетные средства и оперативно перераспределять медикаменты между больницами.
Эту работу необходимо продолжать, и не только относительно медицинских закупок, настаивают эксперты. Особенно в этом нуждаются арктические регионы, где малому и среднему бизнесу приходится существовать в совершенно иных экономических условиях. Здесь особенно важно качество закупаемых товаров и услуг, а не их дешевизна, подчеркивают представители бизнеса. Поэтому потенциальных участников закупок для крупных инвестпроектов здесь в разы меньше, чем на "большой земле". Например, суровый климат приносит много сложностей перевозчикам, доставляющим людей и грузы. Сроки речных и морских навигаций не совпадают, расстояния огромны, а сам груз в пути вынужден преодолевать две-три перевалки. Все это увеличивает его стоимость на десятки процентов.
- Сегодня закон N 44-ФЗ не содержит норм, позволяющих учитывать эти факторы, - отмечает директор Центра закупок Якутии Алена Неустроева. - Кроме того, нет возможности заключать контракты путем "простых" закупок, результаты которых позволяли бы арктическим территориям ускоренно развиваться. Предложения по совершенствованию Закона с учетом региональных особенностей субъектов РФ мы выдвигаем уже не первый год.
Закупочные процедуры действительно необходимо переориентировать на российских производителей. Но при этом очень важно соблюдать одно условие: заказы должны доставаться не только "кругу приближенных" в лице крупного бизнеса, но и мелким и средним региональным производствам, убежден Иван Щукин, генеральный директор производственно-монтажной компании "Северная" в городе Мончегорске Мурманской области. При корректировке процедуры закупок необходимо учитывать контекст развития региональной экономики. Например, большая часть заказов на изготовление металлоконструкций в рамках крупных инвестпроектов Заполярья достается уральским компаниям. Понимая, что логистическое плечо в этом случае съест весь доход, уральцы в качестве генподрядчиков нанимают мурманские предприятия за минимальную цену. При этом генподрядчик, который и до этого выиграл конкурс при помощи откровенного демпинга, "откусывает" от него дополнительно свои 10-15 процентов. В итоге изрядно похудевший контракт исполняется с недоделками. Однако субподрядчики все равно вынуждены брать такие заказы, чтобы иметь возможность как-то существовать. Но в итоге им приходится годами сидеть на голодном финансовом пайке, не имея возможности развиваться.
Чтобы решить эту проблему, необходимо налаживать взаимодействие властей и производителей в регионах, сформировать "пул" региональных предприятий, способных выполнять необходимые заказы, создать региональную программу их развития. Важен главный принцип: заказы в регионах должны доставаться в первую очередь местным компаниям - конечно, при условии их достаточной квалификации. Подобный институт развития промышленности должен действовать в каждом регионе. Необходимо уйти от ситуации, когда на каждый госзаказ в СЗФО "наваливается" куча претендентов, разбросанных от Белгорода до Дальнего Востока. Помимо этого, победившие в конкурсах компании должны получать часть денег от государства авансом.
Иван Щукин, генеральный директор производственно-монтажной компании "Северная":
- Сегодня государственные проекты в рамках Федерального закона N 44-ФЗ реализуются так: строительная компания строит объект - например, физкультурно-оздоровительный комплекс - но свои и кредитные средства и оплату получает уже после того, как объект сдан. Естественно, при этом в стоимость проекта закладываются проценты по банковским кредитам. Они весьма немаленькие, если учитывать, что базовая ставка Центробанка поднята до 12 процентов. В итоге стоимость проекта серьезно увеличивается. Чтобы этого не допустить, необходимо, чтобы как минимум половина стоимости контракта выплачивалась подрядчику авансом - без этой "подушки безопасности" компаниям обойтись очень трудно. Например, мы работаем с нашими коммерческими партнерами на условиях 70-процентного авансирования, и это ни у кого не вызывает вопросов.