Скрипка - божий Угледар
Скрипка - божий Угледар
Победы открыли лауреатке путь в концертные залы по всему миру, и многие из них она успела покорить, но вот уже больше года Мария выбирает другие дороги. Сегодня - под Угледар.
Мария, вы ведь москвичка, студентка консерватории, у вас двадцать побед на международных конкурсах, вам бы, как и раньше, блистать в престижных филармониях, где бы вам аплодировали мужи в смокингах, а вы по окопам, где вместо смокингов пыльная и потная экипировка… Почему?
Мария Андреева: Я из того поколения, которое может сказать, что все наше взросление происходило на фоне борьбы русских людей с неонацистами и теми, кто им рукоплещет по всему миру. Помню, что в 2014 году меня пригласили с гастролями в Германию. Как раз тогда случились события в Одессе.
Меня поразило до глубины души, с каким кровожадным лицемерием люди в Германии отвергали факт этих событий, говорили, что все это постановка и пропаганда. Это все очень коробило, потому что эти "милые, приветливые люди" поливали мою Родину грязью и отрицали неопровержимые факты. Но как я могла с этим бороться? Мне было еще очень мало лет.
Но когда наступили события февраля 2022 года, и когда я преодолела шок и растерянность, а они, не скрою, были, у меня возникло четкое ощущение, что я не могу сидеть сложа руки и делать вид, что это не мое дело.
Каково ваше отношение к не самому употребляемому среди ваших сверстников слову - "патриотизм"?
Мария Андреева: Патриотизм - это чувство, это чувствование Родины. Но патриотизм не должен быть ради лайков, я этого не понимаю. Я вообще за последний год лишний раз убедилась, что патриотизма без мужества не бывает, разговоры о любви к России, если они не подкреплены поступками, звучат фальшиво.
Мои друзья - а с того времени, как я начала ездить на фронт, у меня появилось много новых друзей - поэты, музыканты, певцы, художники, все они немало делают для того, чтобы поддержать ребят на передовой и вообще страну, делают по велению своей души, потому что иначе не могут. И я хочу сказать, что лица всех этих людей излучают свет, озаряя им лица слушающих. Это даже не объяснить, это надо видеть.
Что касается моего оружия - сегодня это скрипка и смычок. Музыкант, как и любой другой человек, сам решает степень своей патриотичности. Я, например, просто еду, когда удается, туда, где я точно нужна.
Вам 22 года, а когда вы впервые поехали на Донбасс, вам было и того меньше. Юность не чувствует страха?
Мария Андреева: Страха, и правда, не было, осторожность была. Первая моя поездка была в Мариуполь. Я долго искала возможности поехать на Донбасс, обращалась к знакомым, они неоднозначно реагировали на мои вопросы, были те, кто покручивал пальцем у виска, были, кто боязливо косился, но были и те, кто всячески поддержал меня, в первую очередь, это мои родители.
И вот, вдруг, в мае прошлого года раздался звонок, и меня спросили, - завтра поедете в Мариуполь? Помню свою первую реакцию - радость, как будто исполнилась мечта. Утром следующего дня я была уже в поезде...
Город стоял в развалинах, будто в страшных декорациях. Разрушено было абсолютно все. Вдали виднелся Азовсталь, из которого буквально накануне вывели последних сдавшихся боевиков... Концерт был рядом с территорией зоопарка, там еще сохранилась небольшая неразбитая площадь, на обочину военные нас просили не выходить - мины.
И вот, на фоне освобожденной Азовстали и разрушенного города мы давали концерт. Искреннюю радость людей, слушающих нас, я запомнила навсегда. Как запомнила и то, как плакал директор зоопарка, когда рассказывала про любимого верблюда, которого убило, и чье мясо пришлось скормить хищникам в клетках.
Как вы выбираете, что исполнять для людей, переживших бомбежки, или, допустим, для бойцов на передовой? Мне кажется, что этот выбор вполне сравним с тем, который стоит перед священниками, подыскивающими темы и слова для проповеди… Сфальшивишь раз - больше тебя никто слушать не станет.
Мария Андреева: Я очень люблю скрипичного Чайковского. Также обожаю Мусоргского и Свиридова, Рахманинова, Римского-Корсакова... Все они были великими русскими творцами, впитавшими в себя свою Родину и писавшими о ней… И совершенно естественно, что я исполняю в своих концертах в основном русских композиторов, но также играю известные произведения и других мировых музыкальных гениев.
Конечно, все концерты проходят по-разному, но слушают ребята с огромным вниманием, затаив дыхание, особенно в госпиталях. Вообще я считаю, что классическую музыку просто необходимо исполнять в госпиталях, она лечит тело и наполняет верой.
На площадях и в концертных залах освобожденных территорий с воодушевлением воспринимается энергичная известная музыка, на позициях и в воинских частях особо реагируют на стихи и песенную музыку. Из стихов у бойцов особенно откликается наш великий классик Федор Тютчев. Многие бойцы первый раз видят живую скрипку, и это тоже для них откровение - ее звук.
О скрипке как откровении для бойцов говорит и Андрей Решетин, он же Рюша, музыкант золотого состава "Аквариума", что теперь служит в творческой фронтовой бригаде. Вы знакомы?
Мария Андреева: Мы с ним познакомились зимой, держим связь, но пока ни разу так и не встретились. Но я очень хочу его увидеть. Для меня Андрей Решетин - образец настоящего гражданина, русского человека, воина. Таким людям нужно поклониться в ноги, это люди Правды.
А к тем, кто предает свою Родину, отношение однозначное. Они, как правило, в жизни руководствуются своими шкурными интересами и личным благополучием. Да, сейчас воюют все. Только одни воюют за правду, другие - за торжество лжи. Как нам примириться со всем этим? Могу только вспомнить слова Серафима Саровского: "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи". Работать надо. Делать, что должно.
В каких семьях воспитывают таких правильных девушек?
Мария Андреева: Не в музыкальных (смеется). Хотя папа - меломан, а мама просто умный человек. Именно она заметила, как я реагирую на музыку, чуть ли не в утробе. Причем именно на классическую музыку. И это мама как-то сразу поняла, что настоящий звук зависит от внутреннего состояния и содержания музыканта.
Содержанием меня наполняли сызмальства: я училась сразу на двух инструментах с четырех с половиной лет, кроме этого мама водила меня учиться балету, рисованию, математике, вокалу... Были многочисленные спортивные секции: гимнастика, водное поло, борьба, шахматы, спортивные бальные танцы, виндсерфинг... Могу сказать, что ни одно из этих занятий не пропало даром, они все, так или иначе, пригодились мне потом в жизни.
Как вы относитесь к электронной музыке и искусственному интеллекту, на котором сейчас все помешались. Он способен дать нам содержание?
Мария Андреева: Я утвердилась в мысли, что музыка является необходимейшей частью человеческой жизни, а звук, настоящий звук, с большим количеством обертонов, обладает колоссальной силой, причем силой созидательной. В этом смысле меня, конечно же, настораживают увлечения многих электронных музыкой. Да, когда ее пишут - это творчество. А вот исполнение музыки роботами, а тем более, создание музыки искусственным интеллектом приведет к тому, что музыка лишится живого нерва и, по сути, превратится в мертвую стихию, не способную очищать, облагораживать, вдохновлять.
Творцом может быть только человек, только человек с помощью души способен творить произведения искусства. Впрочем, мне кажется, сейчас как раз идет уничтожение души в людях, расчеловечивание проявляется все ярче.
И зачем тогда этому миру русская классика, которая так любима вами?
Мария Андреева: Это сродни тому, если спросить: "Зачем Бог?" И, действительно, половина мира давно стала обходиться без него. Как старается обойтись и без русской культуры. Но долго ли такой мир сможет существовать?
Молодая пианистка и скрипачка придумала и провела уже два благотворительных концерта в поддержку бойцов СВО: проект "Если дорог тебе твой дом…" в столичном зале "Зарядье" и "Вещая правда победы" в Театре Российской Армии. На сцену поднимались ведущие артисты, музыканты и поэты страны. В программе концертов звучала музыка, написанная, в том числе, самой Марией Андреевой.