14.09.2023 10:10
    Поделиться

    Куда и как продавать полученный в Сибири урожай

    Сибирские крестьяне научились даже в сложных климатических условиях получать достаточно высокие урожаи зерновых и масличных культур, о чем свидетельствуют результаты уборочных кампаний последних лет. Посадить, вырастить и собрать - уже не проблема, особенно, когда работают различные механизмы господдержки.

    Проблема в другом: куда и как продавать полученный урожай?

    - Вопрос в том, куда потом продать урожай по цене, которая позволила бы не только сохранить производство, но и расширить его, - подчеркнул президент Союза зернопереработчиков Алтая, председатель совета директоров Сибирского зернового консорциума Валерий Гачман на прошедшем в Барнауле форуме "Зерно Сибири".

    Главная проблема сельского хозяйства Алтайского края - удаленность рынков сбыта и логистика.

    Поэтому многие аграрии интересуются развитием транспортного коридора "Север - Юг", который открыл бы дорогу в Иран, Пакистан и, что важнее всего, в Индию. Перспектива многообещающая, однако, отдаленная.

    - У нас существенный рост перевозок из черноморских портов. Зато через Каспийское море - нет. Там надо выстраивать логистику, в том числе, чтобы суда нормально проходили по руслу Волги. Плюс необходимо решать проблемы порта в Махачкале, а также с морским флотом, - отметил главный экономист государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" Андрей Клепач.

    Уже официально объявлено о строительстве железной дороги на западной части побережья Каспийского моря, но надо понимать, что дальше она пойдет по территории Ирана, где пропускная способность пока невысокая. Этот вопрос сейчас прорабатывается, нужны не только большие деньги, но и время. Есть вариант прокладки автодороги вдоль восточного побережья Каспия, но здесь все опять же упрется в иранскую инфраструктуру. Привести все в соответствие получится нескоро.

    Идею зернового коридора на Восток впервые подняли на Всемирном зерновом форуме в 2009 году. И тогда шел разговор о поставках через Дальний Восток. Но для этого требовалось решить вопрос с льготными тарифами на железнодорожные перевозки. При этом тарифы нельзя было корректировать каждый год.

    - Если посмотреть на карту, то расстояние от Сибири до Владивостока сопоставимо расстояниями от Австралии и США до Китая. Только они имеют возможность перевозить свою сельхозпродукцию морем, а мы по железной дороге. В данном случае уместно процитировать императора Николая I, который во время Крымской войны сказал, что пространство - это проклятие России. Можно и Столыпина вспомнить, говорившего, что огромные российские расстояния требуют развития железных дорог. Петру Аркадьевичу удалось сделать многое, но его слова остаются актуальными и в наше время, - отметил независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут.

    По его мнению, избытки продовольствия следует направлять на внутренний рынок.

    - Давайте полноценно накормим своих граждан. У нас около 20 миллионов человек нуждаются в улучшении качества питания. Если этой группе поднять потребление до среднего по стране, то про кризис перепроизводства мы просто забудем. Необходимо ввести продовольственные талоны. Население других стран мира не сможет съесть все, что мы предлагаем, потому что препятствий масса. Например, китайцы в ближайшие годы не снимут ограничения, связанные с африканской чумой свиней. Конечно, нужно формировать новые рынки сбыта. Но у меня нет больших иллюзий по поводу сухопутного коридора "Север - Юг". Насколько я понимаю, его создают, прежде всего, для решения промышленных задач, аграрные станут небольшим довеском. В самом оптимистичном варианте мы сможем отправить по нему пару миллионов тонн зерна. Зерно и мука в контейнерах - это же дорогое удовольствие. Такой коридор подходит только для определенных видов продукции, например, растительного масла.

    Участники форума "Зерно Сибири" отметили, что по стоимости железнодорожных перевозок Россия опережает другие страны (в Австралии и Канаде, где тоже получают много зерна, перевозки в три раза дешевле). Железная дорога должна работать для того, чтобы полноценно функционировали промышленность и сельское хозяйство, а не наоборот, подчеркнул в ходе дискуссии Валерий Гачман. То же самое касается взаимоотношений реального сектора производства с банками. Официально бюджетные деньги тратят на поддержку сельского хозяйства, но в действительности - на поддержание неэффективных банков, которые при инфляции в 3-4 процента давали аграриям кредиты под 15 процентов.

    - Население планеты, к счастью, увеличивается, а потребление растет в большей степени за счет роста уровня жизни. Индия с ее полутора миллиардами жителей импортирует все больше зерна. Пакистан с двумястами миллионами человек и Иран с ростом доходов населения также станут крупными потребителями. Железные дороги на юг нам необходимы, чтобы иметь доступ к этим странам. Особенно будет расти ценность российской животноводческой продукции, которую мы получаем традиционным способом. Так что будущее у отечественного сельского хозяйства есть, - убежден Валерий Гачман.