Ольга Колегова в этом году отметит 70-летний юбилей. Большую часть жизни она проработала учителем математики, 25 лет была директором детского дома в селе Курьи. На пенсии свободного времени стало больше, а козьего и коровьего молока с собственного подворья хватало не только на кашу, но и для сырного эксперимента. Итог: за три года ее ферма в селе Новопышминском выполнила более 3000 заказов, переработав более 100 тонн молока.
- Я приехала в гости к бабушке, привезла сыр, сливки, сметану. А она говорит: "Ну зачем ты это все набрала, я же сама варю теперь сыр". Оказалось, что она по вебинарам в интернете освоила производство сулугуни, халлуми, имеретинского, голландского сыров. Первая выручка составила 3200 рублей, - рассказывает внучка Валерия Колегова.
Оценив настрой, она решила поддержать бабушку и взяла на себя маркетинг. Ферму расширили - купили коров джерсийской и голштинской пород. Считается, что они дают высокие надои, а их молоко отличается высоким содержанием жира. В итоге стадо выросло до 15 голов, пришлось обновить три коровника. Теперь заказы поступают со всей страны. Сбыт налажен через торговые точки, самовывозом и курьером, а также через платформу-маркетплейс "Свое Родное". Проблем с доставкой нет - правильно упакованные выдержанные сыры хорошо переносят переезды. В среднем в месяц поступает 100-130 индивидуальных заказов, но семья уже пробует перейти на оптовые продажи.
- Корове не скажешь: сделай-ка паузу. В рабочем режиме нужно быть постоянно. Иногда приходится и до двух ночи работать на кухне, а потом в пять утра вставать, но меня это не тяготит. Когда получаешь отзывы от клиентов, силы восстанавливаются. Мы для покупателей делаем как для себя, - говорит Ольга Александровна.
Чтобы усвоить все тонкости нового ремесла, она прошла обучение в трех школах сыроделия, узнав все про ферменты молочнокислых бактерий, режимы влажности и температуры, особенности процесса вызревания сыров. Каждый раз новый материал приходилось отрабатывать в собственной сыроварне. У Колеговой теперь диплом государственного образца по направлению "Сыродел-мастер".
- Этот документ очень важен для меня. Экзамены были достаточно сложными, но помогли опыт и закалка - годы работы в школе. Сдаваться-то поздно - мы такой проделали путь. Начинали с 15-20 литров молока, а теперь перерабатываем до четырех тонн, - делится Ольга.
Пока вся прибыль вкладывается в ферму: купили трактор, оборудование для сыроварни, улучшили условия содержания животных.
- У нас нет кредитов. Все, что зарабатываем, идет на развитие бизнеса. То упаковку пробуем новую, то новые закваски. В сыроварении многое зависит от ассортимента, если делать упор на молодые сыры, то прибыль быстро приходит. Совсем другое - с выдержанными сырами: они вызревают три-четыре месяца, соответственно и окупается процесс дольше. Второй месяц интенсивной работы нам принес выручку 27 тысяч рублей, затем 47 тысяч, а потом 100 тысяч и более. Но мы не гонимся за деньгами, - объяснила Валерия.
Еще одно направление деятельности семейной фермы - экотуры и квесты для детей. Их знакомят с устройством фермы, повадками животных, угощают пельменями и молоком. Экскурсанты даже сами пробуют варить сыр и везут домой драгоценный сувенир - кусочек натурального продукта.
Елену Лазареву в селе Шайдуриха почти каждый знает как хозяйку, на кухне которой всегда пыхтят большие кастрюли, источающие сладкий ягодный аромат. Местным трудно представить, что когда-то она работала инженером-механиком. Восемь лет назад Елена заметила, что чай, который она дегустировала за границей, рядом не стоит с тем, что продают в местных магазинах. И загорелась идеей разработать рецептуру авторского напитка.
Ингредиенты нашлись: в округе куда ни глянь - иван-чай. Сначала все приходилось делать вручную, производительность за сезон - два-три килограмма готовой заварки. Но стремление наладить собственный бизнес не угасло, и Лазарева закупила оборудование, позволяющее за раз производить полтонны чая - дело пошло. Сейчас фермер поставляет продукцию в два петербургских ресторана, партнерам в Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске.
В качестве комплимента Елена высылала заказчикам по баночке варенья, и оно тоже пришлось по вкусу. Сейчас в ассортименте 250 видов варенья, рецептуру которого Елена создала сама, по сути, на глазок. Чай тоже авторский.
- Рецепт я разрабатывала два года. Добавляю немного разных трав, ягод и фруктов. Из Крыма нам доставляют лаванду, из Сочи - камелию, из Бурятии - саган-дайля, который придает напитку хвойные нотки и оттенки полыни, земляники, чабреца и барбариса. Вкус получается более насыщенным. Шайдуриха расположена вдалеке от больших дорог и промышленных предприятий, поэтому травы здесь обладают лечебными свойствами. Еще мы ферментируем листья осины и вишни, которые тоже входят в состав напитка, - рассказывает Елена.
Сбор трав идет с мая по август. В хороший год фермер заготавливает несколько тонн кипрея, но нынче из-за лесных пожаров объемы заметно меньше. Лазарева раскрывает нехитрую бухгалтерию:
- На станок для сушки иван-чая ушло 150 тысяч рублей, на лазерный цветной принтер, краску для картриджей и бумагу для упаковки - еще 200 тысяч. Тару заказываем каждый год примерно на 100 тысяч. Естественно, в первый год сработали в минус, второй - уже в ноль, третий год принес доход. Сейчас даже муж ушел со своей работы и помогает мне. Бизнес позволяет накопить на хороший отдых у моря, но мы копим на расширение производства, - рассказала Елена.
О том, что начинают свое дело многие, но потом сворачивают проект, Елена наслышана, поэтому и решила производство диверсифицировать: помимо варенья начали варить соусы для мяса и сыра из морошки и брусники. Технология производства схожа, да и рынок сбыта тоже. Он, кстати, хорошо откликнулся на новинку - горчицу. Раскручивать новый товар уже помогает узнаваемость бренда: постоянные клиенты готовы пробовать.
Инна Кулькова, ведущий научный сотрудник Института экономики УрО РАН:
- Есть комплекс причин, почему люди в возрасте 60+ открывают стартапы. У них есть силы и время, а на работу по найму им очень трудно устроиться: несмотря на дефицит кадров, работодатели ищут молодых. Кстати, наш анализ вакансий для возрастных соискателей на профильных сайтах показал: востребованы только кадры на позиции, не требующие никакой квалификации и очень низкооплачиваемые, в то время как сегодня большинство людей 60+ имеют высшее образование. К тому же у них огромный опыт работы, знание бизнеса, понимание, к чему приводят те или иные управленческие решения. Они прекрасно сочетают его с осторожностью, приобретенной в 1990 годах. В этом возрасте у человека уже нет стремления заработать много и сразу, поскольку базисные потребности уже удовлетворены. Но, поскольку пенсии не хватает на текущие траты, есть желание подработать, не создавая бизнес-империй. При этом люди готовы терпеть убытки на первых этапах построения своего дела.
Кстати
Обучение в "Школе фермера", организованной Россельхозбанком, в Свердловской области прошли более 10 человек старше 50 лет. Фермеры, которые занимаются молочным и мясным животноводством, говорят: агротехнологии активно развиваются, и успех сельхозпроизводителя напрямую связан с постоянным обучением. Два фермера, учившихся в первом и втором потоках, уже успешно защитили бизнес-планы и получили гранты от банка на развитие своего бизнеса. А в новом потоке "Школы фермера" за парты сядут их дети.