- Сегодня развиваются важнейшие экспортные направления через Казахстан, Туркменистан, Китай и Иран в Индию с последующим выходом в Мировой океан. В экономическом плане эти регионы привлекательнее, чем та же Европа, где сегодня рецессия, да и инфляция довольно высока. Нам нужно и дальше укреплять сотрудничество со странами Азии, Африки, Латинской Америки. И южноуральские компании уже поставляют туда продукцию и технологии. К примеру, на днях на Кубу отправлена партия пожарных машин, произведенных на миасском автозаводе "Урал", - рассказал губернатор Алексей Текслер.
Стоит отметить, что для большинства челябинских предприятий основными направлениями ВЭД традиционно оставались дружественные государства юго-восточного региона. Экспорт в Европу и в лучшие годы не превышал 20 процентов. А потому ключевое значение власти придают развитию восточной ветки транспортного коридора "Север-Юг".
До недавнего времени экспортеры пользовались западной веткой - морским путем через Каспий. С открытием транспортно-логистического центра "Южноуральский" появилась альтернатива - доставка грузов по железной дороге. Как пояснил директор агентства международного сотрудничества Челябинской области Валерий Денисенко, по новому пути уже отправляются контейнерные поезда. Их запуску предшествовала глобальная работа: согласование их прохождения с казахстанской и туркменской сторонами, выделение квот для быстрого перемещения грузов, в которой принимали участие правительство и губернатор Челябинской области. Развитие этого направления в дальнейшем связывают не только с уральской продукцией, но и с востребованным экспортом из регионов Сибири и Дальнего Востока.
Загруженность сухого порта растет. Две недели назад в рамках соглашения, которое правительство региона подписало с компанией FESCO на Петербургском международном экономическом форуме, состоялся пуск первого челябинского "шаттла" во Владивосток. Он напрямую связал ТЛК "Южноуральский" с владивостокским морским торговым портом. Важно, что таможенное оформление грузов будет происходить непосредственно в Челябинской области, чтобы дальше они могли безостановочно следовать по морскому пути в Китай и Корею.
По мнению властей, развитие транспортных коридоров - хороший стимул для роста внешнеторговой активности. В свою очередь, в области сформирован единый институт развития, оказывающий экспортно ориентированным компаниям до 70 различных услуг в продвижении продукции на зарубежные рынки. Начиная с акселерации новичков и заканчивая организацией выставочной деятельности, помощью в выходе на заграничные маркетплейсы, переводе сайтов, каталогов, буклетов, поиске потенциальных покупателей за рубежом и доставке товара до границ РФ. В ходе бизнес-миссий проблемы продвижения решаются на уровне органов власти, что позволяет снять административные барьеры. К примеру, известный южноуральский производитель круп начал поставлять свою продукцию в крупную торговую сеть Узбекистана исключительно при посредничестве властей - после переговоров, организованных во время визита в страну делегации Челябинской области.
- С прошлого года при поддержке губернатора запущен еще один мощный инструмент продвижения - региональные выставочные павильоны в странах присутствия, - добавляет Валерий Денисенко. - Один из них сейчас работает в Минске, где регион представлен 26 предприятиями, другой в Ташкенте - с экспозициями 16 компаний. В течение трех месяцев каждая из них получает выставочную площадь, продвижение в интернете и в СМИ, маркетинг, помощь в переговорах, выезды на выставки в стране и сопровождение контрактов. Все расходы берет на себя бюджет. Участникам необходимо только представить образцы своей продукции.
Экспорт работает не только на узнаваемость и продвижение региона, но и приносит ощутимую отдачу: каждый рубль господдержки помогает челябинскому бизнесу заработать до 84 рублей, из которых семь возвращаются в казну в качестве налогов. Для бюджета это эффективное вложение средств, для предприятий - возможность развития производства и создание новых рабочих мест.
И, хотя структура экспорта в промышленном регионе с годами практически не меняется - 86 процентов поставок занимают металл и металлопродукция, количество участников ВЭД растет за счет сотен малых и средних предприятий, отправляющих на зарубежные рынки собственную продукцию высокого передела. Не меньше внимания уделяется сегодня продвижению продукции АПК, машиностроения и других наукоемких отраслей.
Не случайно среди победителей этого года оказались такие известные в Челябинске предприятия, как Уральская металлургическая компания, экспортирующая свою универсальную упаковочную ленту практически на все континенты, так и малое предприятие "Ура кондитеры" (ИП Тимур Валеев), продающее сласти в 18 стран мира. Они на своем примере доказывают, что поставлять за рубеж можно любую качественную продукцию.
- В следующем году помощь экспортерам будет только увеличиваться, поэтому ставлю перед всеми нашими предприятиями задачу завоевывать новые рынки, а мы в этом будем им помогать, - пообещал Алексей Текслер. - Это очень важно: экспорт - не только серьезный вклад в развитие экономики, но и один из главных показателей успешности бизнеса.