Соответствующие поправки в закон "О защите прав потребителей" предложила группа депутатов. Документ внесен в Госдуму. Отзывы и предложения принимаются до 18 октября.
У многих сегодня вошло в привычку покупать онлайн. Но есть проблема: в Сети товар невозможно потрогать и примерить. Неудивительно, что многим потом не нравится то, что они получили. Заказывал роскошную карету, а доставили какую-то тыкву. Что делать? Конечно же, возвращать товар. Однако на практике оказалось, что иногда отказ влетает человеку в копеечку. С покупателя требуют деньги за возврат товара. Как подчеркивают авторы проекта, это все равно, что если бы в обычном магазине требовали с покупателя плату за осмотр или примерку товара, который ему не подошел.
"Объем рынка розничной интернет-торговли, по разным оценкам, составил в 2022 году от 4,98 до 5,7 триллиона рублей, что более чем на 30 процентов превышает оценки объема розничной дистанционной торговли в 2021 году", - говорится в пояснительной записке.
При этом, как подчеркивают разработчики проекта, действующее нормативное регулирование дистанционной торговли создает правовую неопределенность, которой пользуются отдельные организаторы дистанционной торговли. Они устанавливают плату за возврат покупателем товаров надлежащего качества, от приобретения которых покупатель решает отказаться до передачи ему этих товаров продавцом.
"Покупатель, принимая решение о приобретении товара и заказывая его доставку, полагается на качество (полноту и достоверность) описания товара, которое ему предлагает продавец, - рассказывают авторы инициативы. - Если это описание не дало необходимого покупателю представления о товаре и после получения товара покупатель отказывается от его приобретения, продавец, пользующийся правовой неопределенностью, взимает с покупателя некую произвольно фиксированную плату, якобы за понесенные им расходы, не доказывая факта накладных расходов и не обосновывая их покупателю".
Внесенный в Госдуму проект возлагает на продавца обязанность нести расходы за возврат суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором розничной купли-продажи товара, равно как и расходы на доставку от потребителя возвращенного товара. Таким образом, с почтальонами, сработавшими впустую, продавец будет рассчитываться самостоятельно.
"Принятие настоящего законопроекта поставит отдельных недобросовестных организаторов дистанционной торговли ("маркетплейс"), применяющих произвольно установленную плату за возврат товара, в равные рыночные условия с другими, добросовестными "маркетплейсами", которые допускают бесплатный возврат товара надлежащего качества, по каким-либо причинам не подошедший покупателю", - говорят авторы проекта.
Поскольку в отношениях между покупателями и интернет-продавцами не все гладко, суды активно формируют судебную практику по данным спорам. Например, Верховный суд России в специализированном обзоре судебной практики по защите прав потребителей особо указал: законом о защите прав потребителей не предусмотрена ответственность продавца в виде неустойки за нарушение сроков возврата денежных средств за товар надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом. Так что, если интернет-продавец недостаточно быстро возвращает деньги, неустойки с него, к сожалению, не взыскать.
"По общему правилу, при условии сохранности товарного вида и потребительских свойств приобретенного дистанционным способом товара надлежащего качества потребитель вправе отказаться от такого товара в течение семи дней после его передачи, а продавец должен в течение десяти дней со дня предъявления потребителем такого требования возвратить уплаченную по договору денежную сумму за вычетом своих расходов на доставку возвращенного от потребителя товара", - сказано в обзоре.