Леса Российской Федерации представляют исключительный природный ресурс мирового значения. Общая площадь земель лесного фонда составляет 1144,7 миллиона гектаров. Лесами покрыто 46,4 процента территории страны, а запас древесных ресурсов превышает 79,2 миллиарда кубометров.
Однако и лесное хозяйство, и лесная промышленность непросто адаптируются к рыночным условиям и демонстрируют скромные результаты развития из-за низкой рентабельности производства и устаревшей технологической базы. По итогам 2022 года доля ЛПК в общем объеме промышленного производства составила 2,7 процента.
Вместе с тем отрасль самоокупаемая. Только по итогам 2022 года в консолидированный бюджет страны поступило платежей от использования лесов, налогов и сборов в объеме 247,1 миллиарда рублей, что в 4,9 раза больше средств федерального бюджета, выделенного в качестве финансового обеспечения государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на этот период. Кроме того, арендаторами лесных участков направлено 26,6 миллиарда рублей собственных средств на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов.
Несмотря на то, что Лесным кодексом РФ предусмотрен обширный перечень видов использования лесов, на практике сейчас наиболее востребованной является аренда лесных участков в целях заготовки древесины и деятельности в сфере охотничьего и сельского хозяйства. По состоянию на 2022 год на долю таких участков приходится 98 процентов, или 219,8 миллиона гектаров всех площадей эксплуатационных и защитных лесов, переданных в аренду.
Следует отметить, что начиная с 2012 года аренда лесных участков имеет тенденцию к снижению. Только за последние четыре года их площадь уменьшилась на 20,7 миллиона гектаров, или на 8,4 процента. Это связано с тем, что с 2006 по 2012 годы в большинстве субъектов Российской Федерации все экономически доступные и рентабельные древостои уже вовлечены в лесопользование, особенно в целях заготовки древесины.
Свободных лесосырьевых ресурсов для развития новых производств по глубокой переработке древесины практически нет. Это связано с неравномерностью территориального расположения центров переработки древесины.
Исторически сложилось так, что в Европейской части России сосредоточено 55 процентов мощностей по производству продукции механической обработки древесины и 82 процента мощностей по производству целлюлозно-бумажной продукции, в то время как здесь находится только примерно четверть общего запаса древесины. Поэтому сейчас в этих регионах на первый план выдвигается решение задач по интенсификации лесного хозяйства.
Сдерживает развитие аренды проблема системного характера - отсутствие транспортной доступности к экономически выгодным лесосырьевым ресурсам в районах Сибири и Дальнего Востока, а также неразвитость социальной инфраструктуры.
Протяженность лесных дорог на одну тысячу гектаров леса в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах составляет 0,5 и 1,5 километра соответственно. В то же время в Центральном федеральном округе она равна 10,1 километра, в Южном - 9,8, в Северо-Кавказском и Приволжском - по 7,3. Только 51,7 процента лесных дорог пригодны для круглогодичного пользования.
Научным и профессиональным сообществом потребность в лесных дорогах постоянного действия, оптимально необходимая для заготовки и вывозки одного миллиона кубометров древесины, оценивается в 48,5 километра, а срок окупаемости прогнозируемого объема инвестиций на создание этого объема дорог при фактически сложившемся уровне минимальных ставок платы за заготовку древесины, на основе которых формируются доходы от использования лесов, поступающие в федеральный бюджет, - менее чем два года.
Если обратить внимание на зарубежный опыт, то многие государства софинансируют не только строительство, но и содержание действующих дорог; полностью оплачивают разработку проектной документации.
При этом у лесного бизнеса возникают проблемы со строительством дорог из-за ряда нерешенных вопросов правового характера. Одним из них является определение статуса лесной дороги, который не уточнен ни в Лесном кодексе, ни в федеральном законе об автодорогах и дорожной деятельности.
Таким образом, низкая степень обеспеченности транспортной инфраструктурой является одной из основных проблем, которая сдерживает дальнейшее развитие арендных отношений, ограничивает возможности более полного освоения лесных ресурсов, снижает их экономическую привлекательность.
Поэтому для лесного хозяйства страны крайне важен и необходим национальный проект развития лесной транспортной инфраструктуры, реализовать который можно в рамках государственно-частного партнерства.
ГЧП могло бы отчасти решить еще одну проблему - кадрового потенциала отрасли.
Ряд объективных причин, среди которых тяжелые условия труда, - большинство лесозаготовительных и лесохозяйственных работ выполняются в лесу при существенном перепаде температур и осадках; неблагоприятные производственные факторы, значительные физические нагрузки; выраженный сезонный характер работ; отсутствие возможностей обеспечения жильем молодых специалистов, особенно в лесничествах; удаленность мест работы от основных центров подготовки специалистов лесного комплекса и невысокая оплата труда повлияли на снижение имиджа отрасли и авторитета ее профессий. По этим причинам в ней отмечается неукомплектованность штатов, текучесть, старение и снижение профессионального уровня кадров.
Для привлечения в отрасль высококвалифицированных молодых специалистов возможно стоит рассмотреть вопрос о разработке и реализации подпрограммы "Комплексное содействие инвестиционной и социальной привлекательности лесного хозяйства", включив ее в состав государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", в рамках которой за счет средств федерального бюджета возможно стоило бы предусмотреть создание специализированного жилищного фонда. Это стало бы хорошим стимулом для закрепления работников лесного хозяйства на местах.
Кроме того, необходимо повышать привлекательность лесного бизнеса для внешних инвесторов. В первую очередь, для этого нужен единый центр по принятию управленческих решений в лесном комплексе и формированию политики его стратегического развития.
Это обусловлено тем, что в сложившихся экономических условиях промышленная функция лесов, плюс развитие рынков потребления лесной продукции, как внутреннего, так и внешнего, прогнозы их развития и логистического обеспечения являются доминирующими факторами при планировании мероприятий, связанных с арендой лесов и повышением доходности лесного хозяйства.
Очевиден факт, что рыночный спрос определяет набор требований к древесному сырью, а, соответственно, формирует инвестиционную привлекательность и экономическую эффективность лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий.
Поэтому сейчас на первый план выдвигается решение таких задач, как определение потенциала российских лесов на фоне мировых конкурентов, определение сильных и слабых сторон российского лесосырьевого сектора, а также прогнозирование тенденций развития рынков лесопродукции на среднесрочную перспективу.