"Выполнению климатических целей могут способствовать самые разные технологии, в том числе те, что уже давно используются - такие, как атомная генерация, гидроэнергетика, газовое моторное топливо", - подчеркнул президент.
Нагазовали 720 миллионов кубов
По данным компании "Газпром газомоторное топливо", в первой половине нынешнего года в стране был стабильным спрос на природный газ как моторное топливо. За шесть месяцев на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС) было реализовано 720 миллионов кубометров метана против 714 миллионов в январе-июне 2022 года.
Благодаря использованию экологичного топлива сокращение выбросов парниковых газов от автомобилей составило 1,4 миллиона тонн СО2 - эквивалента, а загрязняющих веществ - 23 тысячи тонн. Лидером потребления природного газа на транспорте по итогам первого полугодия стала Ростовская область - 50,9 миллиона кубометров, вторую и третью строчки заняли Краснодарский край (35,5 миллиона) и Татарстан (34,4 миллиона кубов). Хороший прирост реализации газомоторного топлива (ГМТ) показали Иркутская (плюс 77 процентов), Астраханская (58) и Тюменская области (34 процента), а также Камчатский край и Санкт-Петербург (30 и 26 процентов).
"Развитие рынка газомоторного топлива охватывает, условно, три направления: общественный транспорт, промышленную технику и автомобили массового производства. Частные автомобили (около 55 процентов общего парка) являются объектом наиболее пристального внимания со стороны регулятора, - рассказал "РГ" директор по развитию инжиниринговой компании "Энергия Плюс" Павел Марышев, - Льготная ставка транспортного налога, субсидирование перевода авто на ГМТ, скидки на топливо и прочие маркетинговые активности в совокупности с постоянным увеличение цен на бензин и дизтопливо уже в ближайшие годы должны привести к росту рынка газомоторного транспорта. Высокая заинтересованность региональных и федеральных ведомств в расширении присутствия ГМТ на топливном рынке будет иметь, на мой взгляд, кумулятивный эффект, и в ближайшие два-три года рынок ГМТ вырастет на 10- 15 процентов".
Как все начиналось
Развитие газомоторного транспорта и популяризация ГМТ в нашей стране выглядит волнообразно: то затухая до степени отрицания, то возрождаясь, причем до бума. Сейчас мы снова находимся в верхней точке графика. На онлайн-платформе GAZ Campus прошел вебинар, посвященный альтернативному топливу для автомобилей. Начальник управления развития по продуктовым направлениям ГК "Современные транспортные технологии" (СТТ) Наталья Плетникова рассказала, что история газа как моторного топлива началась в нашей стране в конце 1930-х годов, но Великая Отечественная война притормозила эту инициативу. В 1976 году к газовой теме вернулись вновь, появились серийные грузовики ГАЗ на пропане. За 15-20 лет было выпущено более 100 тысяч авто, они были явно популярны. В 1982 году возник интерес к метану, за 10 лет заводы ЗИЛ, ГАЗ и КамАЗ выпустили более 70 тысяч метановых автомобилей. Строились и заправки. Затем вдруг светом в конце тоннеля оказалось дизельное топливо, и тяга к газу улетучилась.
Возврат интереса - и нешуточный - произошел уже в XXI веке. В 2010 году в Нижнем Новгороде начали выпускать ГАЗель Бизнес на пропане, но автозавод быстро переключился на метан, и первая серия метановых ГАЗелей увидела свет уже в 2013 году, а за 10 лет их выпустили более 10 тысяч. Линейка начала расширяться. В 2016-м вышел среднетоннажный ГАЗон NEXT CNG на сжатом метане (CNG - Compressed Natural Gas, по-русски - компримированный природный газ, КПГ), и с того момента при появлении нового семейства авто обязательно появлялась и его метановаяверсия. Так, в 2019 году увидела свет ГАЗель NEXT CNG (до наших дней выпущено три тысячи штук), в 2020 году - микроавтобус ГАЗель NEXT CNG. Серийный выпуск Газелей на метане, как уже сказано, стартовал в 2013 году, но подготовка к продвижению ГМТ-техники, разумеется, велась загодя.
"В 2012 году оказалось, что общество, в том числе и автомобильное, слабо осведомлено о ГМТ и его преимуществах, - рассказала Наталья Плетникова. - Так, из 62 компаний, устанавливающих газобалонное оборудование (ГБО), более половины отказались работать со сжатым природным газом. Среди опрошенных автомобилистов треть вообще ничего не знала про ГБО на метане, а двадцать процентов сообщили, что ни за что не станут переоборудовать свою машину на газовое топливо. Сформировались вредные мифы, определяющие отношение автомобильного рынка к газовому топливу".
Плюсы и минусы газомотора
Развенчивать эти мифы, часть которых находится на грани абсурда, по словам Натальи Плетниковой, приходится до сих пор. В чем же обвиняли и обвиняют газовое топливо его оппоненты? Например, они утверждают, что в салоне машины с газобаллонным оборудованием непременно пахнет газом. Сам перевод машины на ГБО "убивает" двигатель, если еще раньше он не взлетит на воздух. Среди прочих претензий - потеря динамики автомобиля.
"Чтобы произошел взрыв газа при ДТП, баллон нужно сильно деформировать, - утверждает Плетникова. - А для этого - хорошо "помять" кузов автомобиля. При деформациях, когда салон стал в два раза уже или короче, экипажу будет уже все равно, взорвется там что-нибудь или нет".
Тем не менее, не стоит забывать, что противниками установки ГБО на бензиновые или дизельные автомобили являются не старушки на лавочке у подъезда, а вполне компетентные инженеры, специалисты автомобильной отрасли.
"Несмотря на то, что газ примерно вдвое дешевле и чище бензина, и при этом запас хода увеличивается в среднем в полтора раза, у газомоторного топлива имеются и весомые минусы, - комментирует директор по административно-хозяйственной деятельности "Байкал-Сервис ТК" Александр Разин. - Номинально расход газа выше, чем бензина, а при установке ГБО двигатель теряет примерно 15 процентов мощности. Более того, вероятно, двигатель будет снят с гарантии, либо собственник при обращении выслушает десяток причин, по которым выход автомобиля из строя связан именно с установкой ГБО. Исключение, конечно, составляет заводское исполнение газового автомобиля".
Переход на газ значительно снижает ресурс двигателя внутреннего сгорания, и от этого не уйти, продолжает эксперт. В первую очередь, речь идет о клапанах и головке блока. Также не надо забывать о безопасности, требующей качественного монтажа и регулярного мониторинга системы ГБО. Весомым отрицательным фактором является и то, что газозаправочных станций мало.
"Поэтому считаю, что среди автомобилистов не будет заметного всплеска желающих перейти на такого рода экономию, все-таки довольно сомнительную. Что касается коммерческого транспорта, на который в первую очередь ориентировано ГМТ, то здесь прирост может составить до 15 процентов от общей численности парка", - уверен Александр Разин.
"При очевидных достоинствах ГМТ, позволяющих повысить экологичность и снизить расходы, необходимо анализировать и негативные факторы, связанные с транспортными средствами, работающими на природном газе, - считает профессор Высшей школы бизнеса НИУ "ВШЭ" Михаил Аким. - Изначально ГМТ продвигалось в Китае для уменьшения загрязнения воздуха, однако последние исследования и замеры выбросов газовых ТС в реальных условиях в Китае показали высокую концентрацию метана в выхлопах, что может иметь негативные последствия для климата. В частности, это связывают с тем, что около 80 процентов газомоторных автомобилей в Китае переоснащаются из обычных автомобилей, изначально не предназначенных для ГМТ".
Выгода чистого воздуха
Отношение автомобилистов к газомоторному топливу тем не менее постепенно менялось в лучшую сторону. По словам Натальи Плетниковой, если в 2016 году 83 процента опрошенных владельцев ГМТ-авто применяли газ только для пуска двигателя, а 48 процентов использовали бензин, чтобы доехать до АГНКС, то в 2021 году уже больше половины респондентов ратовали за ГМТ обеими руками. А парк CNG-автомобилей увеличился вдвое с момента введения программы государственного субсидирования. По мнению эксперта, этому способствовали ежегодное продление этой программы (меру поддерживают 98 процентов покупателей ГМТ-техники), фиксация стоимости газа на уровне не более 50 процентов от стоимости дизтоплива, рост числа АГНКС. А экономия как минимум 60 процентов топливных затрат в сравнении с бензином и ДТ оказалась вовсе не мифом.
"Потребление метана растет, - рассказал начальник управления организации продаж компании "Газпром газомоторное топливо" Олег Устинов. - В 2022 году оно достигло 1,484 миллиарда кубометров против 700 миллионов в 2018 году".
Выгоду от использования ГМТ получили не только владельцы такого транспорта, но и окружающая среда. Разница в цене по сравнению с бензином и дизтопливом составляет 2-2,5 раза. При этом в моторе ГМТ выгорает почти полностью: выбросы оксида углерода снижаются в восемь раз, оксида азота - в два раза, задымленность падает в девять раз, а сажа не образуется вовсе. ГМТ не дает отложений в топливной системе, не смывает масляную пленку со стенок цилиндра, тем самым уменьшая износ двигателя. Метан легче воздуха и при разгерметизации баллона сразу улетучивается. Ну, а для руководителей автопарков немаловажно, что ГМТ на трассе нельзя слить "на сторону".
Тормоз для газа
Согласно Транспортной стратегии России, к 2030 году доля автопарка с двигателями на альтернативных видах топлива (в первую очередь речь идет о ГМТ) должна составить, как минимум, 49 процентов. При этом по данным Газпрома сейчас в стране насчитывается около 285 тысяч ГМТ-авто при парке более чем в 50 миллионов ТС, а ежегодные продажи газовых автомобилей не превышают 5 процентов от общего количества. Олег Устинов продемонстрировал слайд, на котором отчетливо видно, что динамика переоборудования машин на ГБО в 2022 году снизилась: 12 тысяч против 17 тысяч в 2021-м.
Что же тормозит развитие рынка ГМТ-автомобилей? Лет пять-семь назад ответ на этот вопрос был очевиден - нехватка заправочной инфраструктуры. В 2015 году в России действовали меньше 300 АГНКС, но сейчас-то их уже более 900! Впрочем, представитель "Газпром газомоторное топливо сам посетовал, что расположены они крайне неравномерно, сосредоточившись, в основном, в европейской части страны.
Отвечая на вопрос "РГ" о барьерах на пути ГМТ, Олег Устинов сказал, что сейчас с точки зрения инфраструктуры и программ поддержки рынок ничто не тормозит. "Влияние оказывают, скорее, внешние факторы, например, уход поставщиков техники с рынка. И их замещение новыми дилерами и производителями. Сейчас наблюдается превышение спроса над предложением, но уверен, что наши производители справятся с задачей, и эта проблема уйдет", - подчеркнул он.
Главной причиной замедления развития отрасли газомоторных автомобилей в России является низкий спрос и нехватка газозаправочных станций, сообщили "РГ" в ГК АвтоДом. Предположительно, к 2025 году в России будет реализовано более 500 тысяч автомобилей на газомоторном топливе, а к 2030 - 1,5 миллиона. При этом стоит учитывать, что этот рынок при благоприятных экономических условиях увеличивается на 30-35 тысяч единиц ежегодно. Но сейчас темпы производства и переоборудования газомоторных авто сократились примерно на треть. Для того, чтобы изменить ситуацию и стимулировать рост рынка, необходимо усилить государственные меры поддержки при покупке таких ТС и обеспечить развитие газозаправочной инфраструктуры.
"Развитие рынка ГМТ-автомобилей тормозит и высокая стоимость переоборудования (около 90 тысяч для легкового авто, 150-160 для "ГАЗели" и около 600 тысяч для магистральных грузовиков - прим. "РГ"), и не такая уж невысокая, как ожидалось, стоимость газа. И психологические барьеры автомобилистов, которые боятся, что после дорогостоящего ремонта при установке нового оборудования у них возникнут проблемы с двигателем, - считает директор факультета бизнеса университета "Синергия" Кирилл Плохих. - Кроме того, есть определенные сложности, связанные с заказом общественного транспорта на заводах-изготовителях: кроме крупных мегаполисов, мало кто заказывает автобусы на метане".
Козырь из рукава
На Петербургском международном экономическом форуме состоялась презентация проекта "Народное топливо". По словам Олега Устинова, он направлен на масштабное стимулирование обеспечения ГМТ-транспорта по всей стране и вобрал в себя самые разные способы поощрения тех автовладельцев, которые решатся перейти на газ. Среди приятных бонусов - возможность бесплатного или с большой скидкой переоборудования на партнерских пунктах (их более 250), скидки на определенное количество топлива, которого частникам хватит на несколько лет, льготы по транспортному налогу в 33 регионах страны и т. д.
"Россия обладает колоссальными запасами газа и большой протяженностью дорог. Перед нами стоит задача по достижению климатической нейтральности. Поэтому мы должны использовать все доступные средства, чтобы эти задачи выполнить, а потребитель мог получить максимальную выгоду. Газ - это выгода", - так в рамках ПМЭФ-2023 оценил проект заместитель министра энергетики Павел Сорокин.
А председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов отметил особую необходимость использования природного газа как топлива в период активной газификации регионов. Он также считает, что потребителю необходимо предлагать обмен устаревших машин на новые экологичные модели.
По проекту "Народное топливо" вместе с новым газовым автомобилем в заводском исполнении покупатель получает топливную карту "Газпрома" со скидкой на заправку 20%.