15.09.2023 07:00
    Поделиться

    Как целлюлозно-бумажная промышленность адаптировалась к новым экономическим условиям

    В новых экономических условиях предприятиям целлюлозно-бумажной промышленности пришлось кардинально менять отлаженную работу. О вызовах, которые стоят перед отраслью, и перспективах ЦБП "РГ" рассказали заместитель генерального директора по сбыту группы компаний "Карелия Палп" Андрей Таранюк и управляющий директор Кондопожского ЦБК Сергей Байдин.
    Большая часть газетной бумаги, произведенной в России, идет на экспорт.
    Большая часть газетной бумаги, произведенной в России, идет на экспорт. / ГК "Карелия Палп"

    С какими проблемами столкнулась целлюлозно-бумажная промышленность в последнее время?

    Андрей Таранюк: Падение спроса, санкции, ограничение доступа к привычным рынкам, невозможность беспроблемно получить оплату за продукцию, логистические сложности - это основное, с чем столкнулись предприятия ЦБП.

    Наиболее болезненным моментом стала логистика в части ее доступности и стоимости. Все российские экспортеры переориентировались на одни и те же страны - в основном Азии и Ближнего Востока, что значительно увеличило спрос на перевозки в этих направлениях и, как следствие, усложнило доставку и сделало ее дороже, пока не появились новые морские и железнодорожные решения. Сегодня можно сказать, что в целом ситуация стабилизировалась.

    Один из главных продуктов ЦБП - газетная бумага. Какова сегодня ситуация на этом рынке?

    Андрей Таранюк: Он неуклонно сокращается с 2010 года, когда мир обратился к гаджетам. За это время мировое потребление газетной бумаги упало с 40 до 9 миллионов тонн в год.

    Позитивные прогнозы делать сложно. Но хочется надеяться, что у общества возникнет реальная потребность в достоверной и неизменной информации. Газеты остаются, пожалуй, ее последним оплотом. Как говорится, "что написано пером, то не вырубить топором".

    И все же сейчас предприятия отрасли столкнулись с необходимостью диверсификации продуктового портфеля. Какие новые виды продукции считаются перспективными?

    Андрей Таранюк: На внутреннем рынке востребована вся номенклатура продукции, которую способна произвести российская целлюлозно-бумажная промышленность. Но проблема в избыточных для России объемах. Ведь отечественная ЦБП всегда была экспортно ориентированной отраслью, так, до 90 процентов газетной бумаги, произведенной в РФ, уходит за рубеж.

    Сергей Байдин: Диверсификация продуктового портфеля на комбинате началась еще в конце 2019 года, когда одну из бумагоделательных машин перевели на производство упаковочных материалов. Если до этого времени комбинат выпускал только газетную бумагу, то сегодня 30 процентов продукции составляет бумага упаковочная. Успешным опытом также стал выпуск потребительской бумаги, планируется производство основы для обоев.

    Будет ли производиться вискозная целлюлоза, которую сегодня не выпускают в России?

    Сергей Байдин: Вискозная целлюлоза используется в производстве более ста наименований продукции легкой, химической, фармацевтической промышленности, и на сегодня для их изготовления в нашей стране используют импортное сырье.

    В советское время этот продукт выпускали практически все ЦБК. Возродить ее производство возможно, для этого есть все. Первое, что потребуется, - это логистические цепочки. Мы должны представлять весь спектр потенциальных заказчиков. В СССР подобными вопросами занималось отдельное министерство, которое помогало предприятиям выстраивать каналы продаж. И да, роль государства в данном вопросе была очень значимой.

    Инвестор должен быть уверен в долгосрочном спросе на газетную бумагу

    Удается ли в текущих условиях модернизировать производство, реализовывать инвестпроекты?

    Сергей Байдин: На комбинате многое сделано для переоснащения бумагоделательных машин и выпуска новых видов продукции. Серьезным шагом в развитии стал запуск новой транспортно-упаковочной линии, которая позволила качественно упаковывать бумагу в рулоны такого формата, который требуется заказчику.

    Если говорить о нашем стратегическом проекте, то он реализуется в три этапа. На первом мы занимались расшивкой узких мест, снижали себестоимость продукции. Второй связан с развитием упаковочных и других видов продукции, а третий - с возрождением забытых технологий, в том числе с выпуском вискозной целлюлозы.

    Целлюлозно-бумажные комбинаты - это, как правило, градообразующие предприятия. Что сегодня необходимо для их стабильной работы?

    Сергей Байдин: Главные составляющие - кадры и сырье. С последним все хорошо. После того как прекратился экспорт лесоматериалов за границу, ситуация с поставкой балансов (верхние части стволов деревьев, которые идут на производство бумаги. - Ред.) значительно улучшилась. А вот с кадрами есть проблемы. Люди уезжают из небольших моногородов в крупные. Поэтому предприятия начинают профориентационную работу уже с детских садов и школ. Но есть и социальные вопросы. Для привлечения специалистов на производство надо предоставлять им жилье, а не каждое предприятие может себе это позволить.

    На ваш взгляд, какая поддержка сегодня необходима целлюлозно-бумажной промышленности?

    Сергей Байдин: Для развития отрасли надо "подтянуть" научную составляющую и тяжелое машиностроение. В РФ не осталось ни одного предприятия с полным циклом производства оборудования для предприятий ЦБП. Убежден, что сегодня критично важно выстроить полностью самостоятельную линию от науки до монтажа. Также есть вопрос, касающийся количества различных проверок, которые проходят на предприятии в течение года. Думаю, здесь есть что оптимизировать и пересмотреть.

    Андрей Таранюк: Отрасли мог бы помочь некий госзаказ. ЦБП - это комплексная, капиталоемкая и очень долгая в плане возврата инвестиций индустрия. Чтобы инвестор не боялся вкладывать в нее деньги, он должен понимать, что у общества и государства есть долгосрочный запрос на такую продукцию.

    Прежняя экспортно ориентированная модель ЦБП переживает тяжелые времена. И у нас есть выбор: либо мы ее сохраняем в надежде на то, что все вернется на круги своя, либо признаем, что как прежде уже не будет, поскольку модель потребления изменилась, и тогда вместе с владельцем ресурса - леса, а именно с государством, решаем, как ЦБП должна и будет развиваться дальше.

    Ключевой вопрос

    В последнее время многие практикуют ответственное потребление. Люди снова собирают макулатуру, магазины переходят с пластиковых пакетов на бумажные. Учитывают ли предприятия ЦБП этот тренд?

    Андрей Таранюк: Безусловно, мы оцениваем этот тренд как очень позитивный. Но в связи с ним хотелось бы сказать и о другом. Сегодня есть мнения безответственно призывающие не использовать бумагу, чтобы сохранить лес. Но ведь дерево не срубают ради производства бумаги. Прежде всего, его рубят ради пиломатериалов, которые идут на строительство и отделку домов. Однако для этих целей пригодно только 60 процентов от ствола, например, обычной ели. А оставшиеся 40 для лесопиления непригодны, и именно ЦБП позволяет переработать большую часть этих "вершков и корешков" в новый востребованный продукт - целлюлозу, бумагу, продукты лесохимии.

    Кроме того, современные технологии позволяют ЦБП быть энергопрофицитной, что делает отрасль системным участником рынка зеленой энергетики.

    Не стоит забывать и о том, что лес - возобновляемый ресурс, и мы делаем все необходимое для его восстановления. Предприятия ЦБП в связке с лесозаготовителями не только пользуются лесом, но и занимаются уходом, немало сил и средств вкладывают в противопожарные мероприятия.

    Поделиться