Все вроде на месте, но крыши нет - неужели вкусы поменялись, и теперь здесь будет шифер или черепица? Или накроют дом стеклянным колпаком - сейчас так модно. На все вопросы обещает ответить директор музея-заповедника Ирина Сафарова, а пока пробуем понять, а в чем, собственно, сыр-бор, сейчас и тогда…
Лермонтовский заповедник - это не Ясная Поляна Толстого в 412 гектаров, и тем более не пушкинское Михайловское (почти 10 тысяч Га). Здесь все умещается в один взгляд - десять невысоких зданий первой трети 19 века, из них четыре усадьбы. Вот дом отставного капитана Василия Чилаева, человека, который в историю попал только тем, что сдал Лермонтову и его двоюродному дяде Алексею Столыпину домик на лето, он же не знал, чем все закончится… А домик удобный, четыре комнаты, кухня, веранда, печоринские виды - с одной стороны Машук, с другой белые пики Эльбруса, рукой подать до лечебных источников. За все это капитан запросил у молодых офицеров 100 рублей серебром, они не торговались - впереди Лермонтова ждала служба-ссылка в неспокойном Дагестане, почему бы не шикануть перед этим.
А вот дом Уманова, он тоже из бывших военных, и тоже строил и сдавал комнаты офицерам, у него тем летом жили однополчане Михаила Юрьевича - Арнольди и Тирану, а еще художник Шведе, это он после дуэли с Мартыновым напишет посмертный портрет поэта. А пока Лермонтов с приятелями над тем самым Мартыновым подшучивают. И поэт тут главный заводила - почему он избрал мальчиком для битья именно Мартынова, своего друга еще по юнкерской школе? Ученые и журналисты на этой теме сломали тысячи копий. Не то ревность, мол, не поделили девушку, не то виной всему отвратительный характер "второго после Пушкина", есть и кинематографическая версия - всех спровоцировали масоны.
Сотрудники музея-заповедника говорят, что они склонны придерживаться "мальчишеской" версии дуэли. Поворачиваемся к другой усадьбе - небольшой, из кирпича, на каменном высоком фундаменте, это дом генерала Верзилина. Здесь 13 июля 1841 года Лермонтов во всеуслышание отпустил очередную шутку в адрес Мартынова: "Страшный горец с большим кинжалом". Отставной майор любил носить черкеску и огромный кинжал. Возможно, если бы "горец" в этот момент не флиртовал с одной из барышень, то шутка бы не показалось столь уж пошлой и оскорбительной, но контекст из истории не выбросишь.
Что случилось дальше, знает каждый школьник. Секунданты, дуэль у подножия Машука, меткий выстрел Мартынова. "Иногда маловажный случай имеет жестокие последствия". И опять исследователи гадают - почему не стрелял сам поэт и умер ли он стразу, не приходя в сознание, или же смерть наступила спустя несколько часов.
Одно известно точно - тело Лермонтова принесли в домик под камышовой крышей.
Так, где же крыша? Ирина Сафарова напоминает историю музея - мазанку, где жил поэт, выкупили у владельцев только в начале 20 века, начали обустраивать экспозицию, кое-что оставили хозяева, что-то собрали по соседним домам, родственники привезли из Петербурга кресло и с зеленым сукном стол, за которым были написаны "Смерть поэта" и "Герой нашего времени". Но лишь в 1967 году - во время масштабной реконструкции - домику вернули камышовую крышу, и он стал именно таким, каким его видел поэт. После 1967-го крышу меняли в 2008-м, и вот теперь снова время собирать камыши. Старые начали вылезать и осыпаться.
"Сложить кровлю из камыша - это сложнейшая технология, уже давно забытая, - говорит директор музея-заповедника, - но к нашему счастью, в фондах сохранились подробные описания, которые нашим предшественникам присылали из станицы Вешенской, из музея-заповедника Шолохова, там тоже много строений с такими крышами, и вот эти описания легли в наш проект по реставрации".
Камыш, говорится в описаниях, должен собираться в холодное время года, крыть же им крышу нужно наоборот - в сухое. По три-четыре снопа перевязываются вручную и слой за слоем укладываются на кровлю. Толщина - не менее сорока сантиметров, иначе все мемории зальет первым же сильным дождем.
Камышовую "шапку" на мазанку обещают надеть к октябрю. А пока туристы делают селфи напротив обезглавленного домика - когда еще такое увидишь! Многие выпрашивают камыши на сувениры - но все учтено, лишнего нет. Как жаль, говорят в музее, что старую крышу увезли и сожгли, а так бы она влет разъехалась по стране - поток туристов и курортников неиссякаем, в этом году музей-заповедник Лермонтова уже посетили более ста тысяч человек.
Пока идет реконструкция крыши, в "Домик Лермонтова" посетителей не пускают, исключение сделали лишь ради популярной писательницы и знатока русской литературы Татьяны Устиновой - она приехала в Пятигорск на встречу с читателями и не могла не получить "благословение" у любимого классика.
Татьяна Витальевна, чтобы вы ответили тем, кто говорит, что Лермонтов слишком сложный и не нужен в школьной программе?
Татьяна Устинова: А зачем нужен воздух и вода? За тем, чтобы жить. Но воздух и вода питают тело, а Лермонтов питает душу. Он очень мало прожил, но очень много всего важного написал. Причем, на мой взгляд, он прозаик гораздо более могучий даже, чем Пушкин. С моей точки зрения, как человека, у которого двое сыновей, и который сам учился в средней советской школе, Лермонтова, как и Пушкина, детям нужно читать с утра до ночи, начиная с его юношеских стихов и до совсем взрослых. Лучше кого-то другого изъять из школьной программы, а Лермонтова наоборот добавить.
А нужно ли школьникам рассказывать о сложном характере Лермонтова?
Татьяна Устинова: Я бы рассказывала, например, о том, что этот потрясающий по уровню дарования парень не был ангелом, не был идеалом. Например, в чем-то он был блестящим учеником, а в чем-то не успевал. Это полезно и родителям знать, а то сегодня модно требовать от детей всего и сразу: и чтобы на конях скакали, и китайский учили, и левой ногой программировали. В условиях русского менталитета это все никуда не годится! Не надо ребенку морочить голову… Лучше его из гаджетов вынуть и за Лермонтова посадить. А вот то, что он с Мартыновым все время скандалил, рассказывать не нужно. Это кто захочет, тот сам потом прочитает.
Вы в Домике Лермонтова впервые, что из увиденного на вас больше всего подействовало?
Татьяна Устинова: Письменный стол! Я как человек, который живет за письменным столом, иногда за ним же и спит, не могла пройти мимо…Я имею ввиду стол из петербургской квартиры. И хотя нам сказали, что трогать ничего категорически нельзя, я его зеленое сукно тихонечко потрогала. Этого достаточно, чтобы почувствовать, как плещет гений ваш чудесный.
Нам повезло, что нас пустили в музей во время реконструкции знаменитой крыши. Мы смогли увидеть, какой это огромный труд - все сохранять так, как было при поэте, увидели, сколько разных препятствий на пути сотрудников музея! Для меня литературные музеи - это часть жизни, я их обожаю. И дети мои обожают, мы приучили их и к музеям, и к тому, что труд хранителей надо уважать. С моей точки зрения, школьников в Домик Лермонтова, как и в другие литмузеи, нужно возить массами со всей страны, и совершенно бесплатно.
Слышал, у вас тоже есть экспонаты для музеев, целый диван Нобелевского лауреата…
Татьяна Устинова: У писателя Орхана Памука была встреча в книжном магазине "Москва", как раз в тот год, когда он получил Нобелевскую премию. Встреча была очень многолюдной, и в итоге она затянулась до ночи. И он после этой встречи заснул на диване в кабинете директора "Москвы", и сладко спал, никто его не будил. А потом директор магазина Марина Каменева мне этот диван уступила. Время от времени я на нем сижу, надеюсь, что часть дарования Памука через диван перейдет ко мне! (смеется) Но это не экспонат для музея, это просто мой диван.