На форум приехал авторитетный десант - около 200 компаний КНР. Это абсолютное большинство представителей китайского бизнеса, заинтересованного в расширении сотрудничества с Россией. Всего же в Казани встретились свыше 3,7 тысяч участников более чем из 20 стран и 55 регионов нашей страны. Каждый искал себе партнеров в тех отраслях, в каком силен тот или иной регион.
Товарооборот РТ и КНР в 2022 году вырос более чем на 58 процентов и превысил 1,6 миллиарда долларов. Взаимная торговля продолжает расти - только в первом квартале она составила 740 миллионов долларов.
- Представителей бизнеса из Поднебесной интересует прежде всего машиностроение, электросети, инфраструктура и КАМАЗ, - говорит председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь. - Татарстан показал отличные результаты сотрудничества, здесь сложился хороший инвестиционный климат, и успешный пример корпорации Haier многих мотивирует вкладываться.
Изначально китайцы планировали на весь период своей работы вложить 1 миллиард долларов, сегодня эта цифра превысила 23.
Построены пять заводов: по производству холодильников, стиральных машин, телевизоров, штампованных изделий, умный завод по производству холодильно-морозильного оборудования и коммерческих ларей. Сейчас идет строительство завода по производству электрических водонагревателей. Всего привлечено в качестве работников 2,8 тысячи человек. В скором времени в Набережных Челнах, где и сконцентрировано все производство, появится общежитие для сотрудников корпорации, рассчитанное на 900 мест.
Однако не все проекты, которые предлагает Татарстан, находят отклик у китайских бизнесменов.
- Мы хотели предложить строительства молокоперерабатывающего завода, и нами было предпринято несколько попыток сотрудничества с разными китайскими компаниями, - признается глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Миннулина. - Инициатива связана с тем, что в Китае очень большое потребление сухого молока. Так как мы занимаем первое место в стране по производству товарного молока, у нас была идея перерабатывать его до порошка здесь, а потом транспортировать в КНР. Пока этот проект не нашел своей реализации, это связано со сложностью вывода капитала из Китая. Но я думаю, что рано или поздно мы найдем партнера для сотрудничества, так как интерес у инвесторов есть.
То, что Китай непростой партнер, было понятно по проведению самого форума. У китайцев есть такая поговорка: прежде чем с человеком вести совместный бизнес, нужно с ним подружиться. Поэтому для гостей из Поднебесной была приготовлена широкая деловая и культурная программа.
- Китайская и татарская музыка строится на пентатонике и очень схожа. А значит, мы в корнях где-то пересекались. И это мы чувствуем в нашей работе. Мы быстро друг друга понимаем и находим контакт, - пытался подобрать нужную мелодию к сердцам китайских инвесторов глава Татарстана Рустам Минниханов.
Так как он является большим любителем автомобилей, то не мог пройти мимо парка новых машин, представленных на выставке. Причем посетители могли устроить тест-драйв 30 моделей, представленных на импровизированной парковке. Правда, интересовала Минниханова не вся китайская техника, а та, производство которой локализовали в нашей стране.
Позже стало известно, что Татарстан заинтересован в сборке строительной спецтехники китайской компании Sany Group Company, которая намерена разместить свое производство в России.
- Это известная во всем мире международная компания. В 2017 году в ходе визита в провинцию Хунань я посетил их производство и остался под впечатлением, - признался Рустам Минниханов.
- Мы можем объединить существующие в Татарстане мощности в области энергетики. Вместе развивать выработку электроэнергии из газа. Можем развивать производство пластиков из газа - здесь есть хорошая возможность достичь хороших результатов, - уверяет председатель совета директоров международной компании China Energy У Цуань.
Позже Талия Миннулина рассказала, что совместные проекты с Китаем по энергетике - это дело ближайшего будущего. Рустам Минниханов предварительно договорился о сотрудничестве с крупными китайскими игроками на этом рынке.
В Китае реализуется грандиозный проект Шелкового пути. В рамках этого проекта и планов Евразийского экономического союза ведется работа по созданию международных логистических коридоров. В конце этого года планируется ввести скоростную автодорогу М12 Москва - Казань, а также продолжение соединения М7 и М5 в составе маршрута Европа - Западный Китай.
На полях форума нашли своих китайских партнеров 120 компаний из регионов России и Беларуси.
- Если раньше наблюдалась существенная разбалансировка, основной упор был по импорту из России энергоресурсов и экспорт находился в дисбалансе, то особенно за последние полгода мы видим, что увеличение импорта из Китая идет с большими темпами, чем экспорт из России в Китай, - говорит директор департамента развития и поддержки предпринимательства Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев. - Это показывает возможности развития экспорта из России. С одной стороны, мы понимаем, что Китай для нас интересен в качестве поставщика и оборудования, замены каких-то европейских и американских поставок, рост за счет этого и происходит. Но в то же время мы видим, что и глобализация, и общемировая экономическая ситуация подталкивает в том числе Китай более эффективно работать с нами, это как раз выражается и в цифрах.
По мнению министра экономики России Максима Решетникова, сегодня растут поставки более сложной продукции. Многие российские предприятия переориентируются на поставщиков из Китая, встраивают их в свои производственные цепочки и сами встраиваются в производственные цепочки китайских компаний. Это создает большой потенциал для дальнейшего увеличения объемов торговли.
- Но нужно выйти на новый уровень - объединять ресурсы и компетенции для создания передовых технологий в перспективных отраслях. А это производство оборудования для нефтепереработки, нефтегазохимия, судостроение, ИТ, производство беспилотных летательных аппаратов, - отметил министр.
В любом случае проблема локализации стоит остро, и у Татарстана сейчас огромная задача - локализовать все, что можно. Глава региона Рустам Минниханов поручил в ближайшее время дойти до 90 процентов локализации. Пока только 30.
К примеру, в конце года в Набережных Челнах не без помощи китайских партнеров появится завод по производству подшипников.
- На протяжении 20 лет у нас подшипниковая отрасль никак не развивалась, мы решили узнать: а что если самим сделать завод? Оказалось, что и клиентская база, и потребности есть, очень выгодно производство делать именно в России, - говорит генеральный директор ГК "Далини" Руслан Нигматулин. - Российские производители в состоянии обеспечить предприятия подобной продукцией пока только на 30 процентов.
Первый этап планируем реализовывать в Набережных Челнах на арендных площадях. Сейчас мы на стадии закупки станков и оборудования для нашего завода. Китайские партнеры готовы с нами делиться информацией, технологиями. Линия универсальная, там есть возможность производить определенный диапазон изделий. На этом не останавливаемся, есть запрос по станкостроению, там тоже нужны высокоточные подшипники.
"Далини" решила запустить собственное производство подшипников в Татарстане после введения западных санкций. Пока основным партнером станет КАМАЗ.
Эксперты утверждают, что итоги форума можно будет ощутить через полтора года, когда многие договоренности начнут воплощаться в жизнь. Один из спикеров так объяснил название "РОСТКИ":
- Оно символизирует Татарстан. А буква "Т" посередине - это и есть Татарстан".
Сам форум решили сделать ежегодным. .