Как в Арктике пытаются "растопить" кадровый "холод"

В арктических регионах СЗФО сегодня, по данным одной из ведущих рекрутинговых компаний России, остаются открытыми около 20 тысяч вакансий, причем многие из них - высокооплачиваемые. К примеру, предприятия Мурманской области готовы брать на работу инженеров и энергетиков с окладом от 200 до 500 тысяч рублей. Только бы шли! Растопить кадровый "холод" в Арктических регионах России призвана федеральная программа "Профессионалитет": в этом году гранты для перехода на новые образовательные технологии получили семь средних учебных заведений Северо-Запада.

Главная идея проекта - создание образовательно-производственных центров (кластеров).

- Они представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики, - поясняют в Министерстве просвещения РФ. - В кластере выделяется колледж, модернизируемый под ключ. В этом колледже при непосредственном участии опорного работодателя формируются новая управленческая структура, новый педагогический состав, новое содержание и структура образовательных программ, создаются учебно-производственные комплексы. При этом в состав кластера могут входить колледжи, имеющие мастерские по профилю кластера, и работодатели, выбравшие соответствующий уровень участия.

Отметим, что в 2023 году в России открылись 130 новых кластеров, а на Северо-Западе они появились в Санкт-Петербурге, Мурманской и Архангельской областях, Калининграде, Республике Коми.

Чем отличаются программы "Профессионалитета" от обычных? Кардинальных изменений два: сокращение сроков обучения, а также "сращивание" учебных аудиторий с производством. Но если последний пункт преподаватели и наниматели рабочей силы только приветствуют, то "укорачивание" профессионального образования многие сегодня критикуют. Смогут ли студенты получить знания, которые раньше "давались" на протяжении четырех-пяти лет, за два-три года?

Взять, к примеру, Архангельский медицинский колледж, не так давно вошедший в "Профессионалитет". Теперь получить специализацию по направлению "лечебное дело" здесь можно за два года 10 месяцев. Одним словом, интенсивность обучения выросла почти в два раза.

Кардинальных изменений два: сокращение сроков обучения, а также "сращивание" учебных аудиторий с производством.

- Очень удобно для тех, кто уже имеет определенную зрелость, - считает выпускник учебного заведения Евгений Симон. - В медицине диплом - лишь "ключик" к тому, чтобы получить аккредитацию специалиста к последующей профессиональной деятельности. Все в этом мире изменчиво, поэтому квалификацию нужно постоянно подтверждать и непрерывно обучаться.

Кстати, Евгений так и поступил: в этом году он окончил медколледж по направлению "лечебное дело", а плюсом прошел профпереподготовку для работы на скорой помощи. Место "приложения" своих дипломов выпускник тоже нашел во время учебы - в архангельской глубинке, где дефицит "белых халатов" наиболее сильный. Причем с руководством Холмогорской районной больницы он познакомился еще весной, затем отправился туда на преддипломную практику, а не так давно переехал в Холмогоры с супругой и детьми: теперь выпускник колледжа работает на родине Ломоносова фельдшером скорой.

Это один из примеров того, как будет раскрывать возможности каждого выпускника программа "Профессионалитет".

- Совершенно новая образовательная технология подразумевает "пересборку" всей нашей деятельности, - говорит директор медколледжа Наталья Зинченко. - Мы вводим новые цифровые методы, максимально приближаем обучение к медицинским организациям, формируем компетенции наших выпускников с помощью работодателей. Важно также, чтобы у ребят появлялись наставники еще на этапе обучения.

Выбор новых технологий "Профессионалитета" зависит от экономики каждого региона. К примеру, в Мурманской области политехнический колледж начинает готовить специалистов в горнодобывающей промышленности, а образовательные кластеры Калининграда и Санкт-Петербурга делают акцент на судостроении.

Кстати, в Арктике сегодня наиболее востребованы специалисты в сфере освоения природных богатств. Так, лесной отрасли РФ ежегодно требуются около 12 тысяч новых работников, в основном - в "хвойных" регионах. Поэтому подготовке "профи" для ЛПК здесь повышенное внимание: в Новодвинском индустриальном техникуме Поморья, а также в лесопромышленном техникуме Сыктывкара по федеральной программе "Профессионалитет" в 2023 году создали базы для кадровой "подпитки" отрасли - открыли образовательно-производственные центры.

В Архангельской области на создание такого кластера направили 192 миллиона рублей, причем большая часть будет перечислена в этом году.

- Финансирование делится на федеральное, региональное и средства, которые перечисляются работодателями. Деньги идут на покупку оборудования, программного обеспечения, новой мебели, ремонтные работы, - рассказала на круглом столе, посвященном профтехобразованию Поморья, директор Новодвинского техникума Наталья Тарасова. - Теперь мы выпускаем специалистов под запросы работодателей - тех, кто готов без долгого адаптационного периода прийти на предприятие и стать участником реального производства.

На круглом столе также отмечалось, что новые образовательные технологии позволяют более эффективно использовать ресурсы учебных заведений. К примеру, и электромонтеры, и механики должны уметь заниматься слесарной обработкой. Значит, учебное время нужно спланировать так, чтобы собрать студентов разных направлений на одной площадке, соединить на ней и теорию, и практику. "Профессионалитет" позволяет это сделать - в итоге более грамотно и экономно используются возможности учебных лабораторий, труд педагогов, остается время для изучения новых компетенций.

Кстати

Следующий образовательный кластер в Поморье предлагает сегодня создать строительный бизнес региона. В Союзе профессиональных строителей Архангельской области считают, что новая технология сможет улучшить ситуацию с подготовкой молодежи для отрасли.

- Сейчас мы занимаемся поиском конкретных работодателей, готовых участвовать в "Профессионалитете". Вместе мы уже начали проводить встречи с представителями компаний. В перспективе речь идет о вовлечении бизнеса - отраслевых партнеров - в образовательный процесс, - говорит замдиректора Архангельского техникума строительства и экономики Марина Симакина.