20.09.2023 06:30
Поделиться

Аналитики прогнозируют десятилетия хорошего спроса на российскую нефть

Мировой спрос на нефть и нефтепродукты к 2030 году лишь незначительно снизится к уровню 2022 года, а к середине столетия упадет всего на 19%. К такому выводу пришли аналитики "Яков и Партнеры" в обзоре мирового энергобаланса до 2050 года "Расти нельзя стагнировать. Время общих решений".

По их мнению, мировое потребление энергии продолжит расти до 2040 года, а к 2050 году скорректируется лишь на 0,3%. При этом на ископаемые виды топлива продолжит приходиться более 59% потребления, а точка начала доминирования в энергобалансе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) сдвинется далеко за 2050 год. Этому поспособствует возобновившийся с 2021 года рост вложений в нефтегазовую отрасль, которые до этого пять лет демонстрировали снижение.

По итогам 2023 года авторы отчета также ожидают рост инвестиций в ископаемые источники энергии на уровне 6% к предыдущему году. А вот вложения в ВИЭ последние два года падают. И этот тренд может сохраниться до 2030 года. В оптимистичном сценарии аналитиков доля ВИЭ в мировом энергобалансе к 2050 году вырастет с текущих 14% лишь до 32%.

"В любом из трех рассматриваемых сценариев мы ожидаем разрыва между спросом и предложением энергии от 23 до 70 ЭДж в 2030 году. К 2050 году этот разрыв может еще вырасти и составить от 41 до 166 ЭДж. Данный дефицит по нашим оценкам невозможно будет перекрыть исключительно наращиванием ВИЭ - свое развитие получат и атомная энергетика, и ископаемые виды топлива", отмечает руководитель Аналитического Центра "Яков и Партнеры" Геннадий Масаков.

По его мнению, глобальное восстановление баланса на энергорынке будет во многом зависеть от того, какой вариант развития энергетической отрасли выберет Россия. В отличие от остального мира, доля трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ) в добыче российской нефти, согласно оценке, представленной в обзоре, к 2030 году вырастет до 36%, а к 2050 году на ТрИЗ будет приходиться уже почти половина добычи. Это означает, что стране придется все больше полагаться на новые технологии и эффективные методы добычи.

Но их нужно разрабатывать самим или получать технологии и оборудование из-за границы. Авторы обзора выделяют три возможных сценария развития отрасли, каждый из которых предполагает набор рисков:

- Инвестиции в технологический суверенитет. Разработка собственных технологий потребует существенных инвестиций в краткосрочном периоде с высокой долей риска их невозврата. Это приведет к снижению маржинальности добычи и переработки по сравнению с использованием готовых технологических решений западных компаний. При этом для части технологий отечественные аналоги могут не быть разработаны в необходимые сроки.

- Ожидание возвращения технологий. В 2022 году потребление энергии в Европе сократилось на 4% относительно 2021 года. В основном спад вызван снижением импорта энергоносителей из России, который не удалось в полном объеме заместить поставками из других стран, наращиванием доли ВИЭ и другими мерами. Образовавшийся энергетический дефицит будет расти, что может вынудить западные страны отказаться от как минимум части введенных санкционных ограничений. Это позволит российским нефтегазовым компаниям сохранять или наращивать добычу при высоком уровне маржинальности. Но этот сценарий не обеспечивает решения проблемы технологической зависимости. В долгосрочный перспективе риски потерь объемов добычи по причине отсутствия технологических решений сохранятся.

- Зеленая гонка. За счет развития ВИЭ возможно замещение внутреннего потребления энергии от ископаемых видов топлива. Сокращение потребления нефти на внутреннем рынке даст возможность дольше получать значительную экспортную выручку от ее реализации в страны Азии. Но при этом переход на ВИЭ потребует колоссальных высокорискованных вложений в масштабах всей экономики для разработки собственных технологий генерации энергии из ВИЭ и созданию мощностей.

Выбор одного из направлений в качестве ключевого не исключает инвестиции в прочие, считает Масаков. По его мнению, ключевым вектором развития ТЭК России должен стать первый сценарий, однако также необходимо сохранять выборочные инвестиции в перспективные технологии ВИЭ, обладающие экономическим потенциалом.