Нейросети становятся все более востребованными помощниками врачей
Новое направление войдет в состав комплексного сервиса искусственного интеллекта - на одном снимке нейросеть сможет определять признаки сразу множества патологий. Всего в проекте работает уже более 50 сервисов ИИ по 23 клиническим направлениям, с их помощью медики проанализировали около 10,5 миллиона изображений.
Сегодня технологии ИИ в числе ключевых направлений цифровизации здравоохранения: растет число цифровых сервисов, направленных на решение задач работниками здравоохранения и упрощающих доступ пациентов к медицинским услугам.
Не первый год интеллектуальный голосовой помощник Николай в Новосибирской области успешно принимает все входящие в Единую электронную регистратуру звонки, вызывает врача на дом и записывает на прием. Робот может отменить, перенести запись либо перенаправить пациента на телефон экстренной помощи.
Его тезка в Тульской области еще и проводит опросы пациентов и напоминает жителям о записи на прием к врачу за 48 часов до визита. Как отметила руководитель информационно-аналитического центра контактного центра Анна Задерина, раньше пациентов обзванивали регистраторы поликлиники или операторы кол-центра. За смену один оператор может обзвонить до 200 человек. Робот же совершает более 10 тысяч звонков в день. Благодаря таким помощникам возрастает доступность медицинской помощи.
Год назад Минздрав России запустил платформу ИИ в здравоохранении - проект, призванный объединить медицинское сообщество и разработчиков решений. Платформа позволяет медикам формулировать актуальные клинические задачи, организовывать сбор медицинских данных, публиковать задачи и созданные под них структурированные наборы данных (датасеты).
- На платформе Минздрава России объединены разработчики искусственного интеллекта и врачи, чтобы вместе сформировать и приоритезировать клинические задачи, решение которых будет востребовано системой здравоохранения и даст наибольший эффект для отрасли, - прокомментировал министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко.
По мнению заместителя министра здравоохранения России Павла Пугачева, сотрудничество медиков и ИТ-компаний - залог успеха, потому что "ИТ-специалист, не имеющий медицинского образования, никогда не придумает то, что действительно будет решать проблемы врача".
- Коллаборации, в которых, с одной стороны, есть квалифицированные медицинские специалисты, с другой - дата-аналитики и специалисты в области искусственного интеллекта, знающие возможности технологий, позволяют создавать продукты, которые уже активно применяются в здравоохранении, - приводит слова замминистра ТАСС.
По данным ведомства, первые датасеты созданы и опубликованы на платформе Национальными медицинскими исследовательскими центрами Минздрава России: НМИЦ колопроктологии им. А. Н. Рыжих, НМИЦ им. В. А. Алмазова и НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева. Подготовленные датасеты могут быть переданы в обезличенном виде разработчикам ИТ-решений.
На сайте платформы также опубликованы задачи, которые, как считает медицинское сообщество, можно решить с помощью ИИ. Они доступны для любой аккредитованной Минцифры России ИТ-компании. Например, требуется вычислить основные объемы параметров и механики миокарда левого желудочка или повысить качество интерпретации УЗИ плода для выявления врожденного порока сердца. Перспективны проекты по анализу данных компьютерной томографии (КТ), эндоскопов, электрокардиографии (ЭКГ).
На начало 2023 года более 20 программных продуктов с технологиями искусственного интеллекта не просто достигли цифровой зрелости, но и получили статус медицинского изделия. С 2023 года минздрав в рамках федерального проекта по созданию единого цифрового контура предоставляет субсидии регионам на внедрение таких решений в реальную клиническую практику.
- В искусственный интеллект в медицине верят все больше людей, потому что уже есть яркие примеры его применения. Сейчас мы говорим о том, то ИИ выполняет задачи, которые доступны человеку, например, диагностику нарушений зрения может провести как человек, так и машина. Сейчас же мы выходим на совершенно другой уровень, так называемый прогностический: когда человек не может предсказать, каким будет результат, а машина может. Это совершенно иное взаимодействие врача и ИИ, - сказал директор Института персонализированной кардиологии Сеченовского университета Минздрава России Филипп Копылов, выступая на круглом столе "Цифровизация в медицине: как ИИ помогает ставить диагнозы", прошедшем на X международном форуме "Технопром" в Новосибирске.
Как отметили в вузе, сегодня машинное обучение и различные виды нейросетей уже активно используются для организации потока пациентов в медучреждениях, разработки молекул новых лекарств, выявления патологических изменений органов по результатам КТ и МРТ. ИИ помогает обрабатывать сигналы организма пациента, включая частоту сердечных сокращений, параметры кардиограммы и пульсовой волны. Такой подход позволяет удаленно оценивать состояние пациента и иногда даже ставить предварительный диагноз.
Посетители "Технопрома" могли сами протестировать прибор для оценки сократительной функции сердца. Прибор регистрирует одноканальную кардиограмму и отправляет данные на сервер, где разработанное специалистами Сеченовского университета ПО обрабатывает и анализирует показатели.
- Если мы берем параметры ЭКГ и пульсовой волны в комбинированном варианте, то получаем до 60 миллионов параметров сигнала. Поэтому используем математические алгоритмы, сверточные нейросети, чтобы выявить факторы, на которые стоит обращать внимание. Из простых сигналов, получаемых дистанционно, можем оценивать состояние сердца с такой же эффективностью, как стационарно с помощью УЗИ, - рассказал Филипп Копылов.
Еще одна технология, представленная Сеченовским университетом, - оценка состояния сосудов глазного дна с помощью компьютерного зрения.
С помощью используемой в офтальмологии фундус-камеры специалист делает снимки глазного дна, а ПО позволяет выстроить индивидуальную модель рисков для пациента.
Среди перспективных разработок университета - расчет показателей артериального давления безманжеточным способом на основе пульсовой волны, персонализированные цифровые двойники коронарного кровотока, позволяющие оценить его в каждом сосуде сердца пациента.
Новосибирская область - один из шести регионов, вошедших в пилотный проект "Персональные медицинские помощники". Сейчас в проекте участвуют пациенты с гипертонией и сахарным диабетом. Им выданы высокотехнологичные устройства, данные с которых поступают на цифровую платформу для дальнейшей обработки врачами из двух крупнейших медицинских центров Минздрава России - НМИЦ кардиологии им. академика Е.И. Чазова и НМИЦ эндокринологии. К концу 2024 года дистанционным мониторингом состояния здоровья планируется охватить 25 тысяч россиян.
Еще один пилотный проект, который реализуется в Новосибирской области, - "Удар", предполагает применение ИИ в диагностике инсультов. Он помогает новосибирским врачам анализировать данные электронных медицинских карт, выявлять факторы риска и принимать врачебные решения.
- Искусственный интеллект - это прежде всего использование выборки и базы данных, это обучение всему, чему угодно, и он применим абсолютно везде. В частности, в медицине обучение на большой выборке данных уточняет диагнозы и действительно очень помогает медикам, - сказал главный научный сотрудник Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова Российской академии наук, академик РАН Сергей Деев, отметив, что ИИ также активно применяется в фундаментальной науке.
Дмитрий Попов, заместитель генерального директора по ДМС - исполнительный директор "Ингосстраха":
- В добровольном медицинском страховании искусственный интеллект (ИИ) является двигателем автоматизации многих бизнес-процессов компании, в результате которых возможно решение вопроса клиента без участия сотрудников компании с медицинским образованием. Автоматизация позволяет высвобождать больше внимания и времени для работы со сложными страховыми случаями, требующими дополнительных усилий в организации необходимой медицинской помощи.
В начале диалога с ботом, например, в чате мобильного приложения IngoMobile клиент видит сообщение "Вас приветствует Ингобот! Я виртуальный ассистент Ингосстраха" - это исключает двойственность толкования со стороны клиента. Судя по количеству обращений в чатах, а также по уровню согласия застрахованных с рекомендациями умного бота, мы предполагаем, что застрахованные относятся к нововведению благожелательно.
Анастасия Скурихина, и.о. директора департамента ДМС "Ингосстраха":
- "Ингосстрах" активно внедряет ИИ в процессы организации медицинской помощи клиентам. В компании используются чат-6оты для с6ора данных и маршрутизации клиентов, что позволяет направить застрахованное лицо сразу к необходимому врачу-специалисту или сотруднику страховой компании для скорейшего ответа на запрос.
Боты помогают решать основные вопросы: получение консультаций по полису ДМС; согласование услуг или приема специалиста; запись на прием к врачу; консультации с врачом онлайн (сервис "Виртуальная клиника"); подбор врача по жалобам; ответы на часто задаваемые вопросы.
В 2022 году боты обработали более 68 тысяч обращений, при этом более четверти заявок - самостоятельно, без перевода на оператора. Более 60 тысяч обращений в чатах получено за первую половину 2023 года.
Отдельно стоит отметить бот-симптомчекер, который предоставляет быструю навигацию: помогает определить подходящий формат обращения (телемедицинская консультация, очный прием в поликлинике, вызов врача на дом, вызов скорой помощи), а также специальность врача.
Сначала бот-симптомчекер опрашивает застрахованного, собирает необходимую информацию о симптомах и жалобах, а затем при помощи технологий ИИ рекомендует специалиста и вид медицинской помощи. Он анализирует ответы пациента и подбирает подходящий вопрос о наличии вероятного симптома. В основе лежит МL-модель, обученная на реальных протоколах. Учитываются пол, возраст, ответы на прошлые вопросы. Этот блок является ключевым. По итогам 2022 года 78 процентов клиентов согласились с рекомендациями умного бота.
Кроме того, "Ингосстрах" одним из первых на рынке медицинского страхования реализовал автоматизированный выпуск гарантийных писем по ряду услуг (одобрение страховой компании можно получить для первичного приема врача без взаимодействия с ним). Сейчас доля таких обращений составляет 33 процента и продолжает расти благодаря обучению ИИ.