Бытовая коррупция, которая страшна и вредна своей обыденностью. Заплатить преподавателю пару тысяч за зачет, врачу "позолотить ручку" за липовый больничный, договориться с гаишником - это все-таки тоже преступления. Проект повышает ставки для мелких столоначальников: теперь любителей мелких поборов начнут наказывать строже.
Принципиальный момент: санкции повышаются только для тех, кто берет. Для граждан, пытающихся решить вопрос на месте, наказания останутся прежними. Под ударом только начальники.
Напомним, в Уголовном кодексе есть отдельная статья, наказывающая именно за мелкие взятки - до 10 тысяч рублей. Решение юридически разделить обычные взятки и мелкие было принято в свое время, чтобы стимулировать правоохранительные органы к борьбе с крупными взяточниками. Раньше в отчетности и чиновник, взявший миллион, и преподаватель, поставивший зачет за тысячу, выглядели одинаково. Понятно, что преподавателей ловить проще.
Но все же не стоит снисходительно относиться и к мелким взяткам. Любая коррупция недопустима. Причем, нельзя ни брать, ни давать. "Статья о мелком взяточничестве распространяется на обе стороны взятки, то есть как на обычного человека, так и на должностное лицо", - подчеркнула член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.
По данным Судебного департамента при Верховном суде, за мелкие взятки было осуждено более 2,7 тысячи человек. В это число входят и те, кто брал, и те, кто давал. Если же предложение будет принято, мы сможем четко увидеть в статистике, кого чаще ловят за руку на мелких взятках: тех, кто берет, или тех, кто дает. Графы будут разделены. При этом берущим будет грозить до двух лет лишения свободы. Если же мелкие взятки будут вымогаться или собираться организованной группой, то максимальный срок может вырасти до трех лет.
Организованную группу могут составить, например, преподаватели, поставившие на поток платные зачеты в университете, или врачи, организовавшие торговлю больничными.
За дачу же мелкой взятки, как и прежде, максимальное наказание будет до года лишения свободы. Если, конечно, обойдется без отягчающих обстоятельств.
Также сообщается, что, согласно проекту, при мелкой коррупции станет возможна даже конфискация. Опять же - она распространится только на получателей взяток. По словам экспертов, это значит, что смогут забрать орудие преступления. Например, смартфон, если человек получил деньги через мобильный банк.
Напомним, статья, наказывающая за мелкие взятки, появилась в Уголовном кодексе в 2016 году. С инициативой выделить мелкое взяточничество в отдельный состав преступлений выступил в свое время председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев. На одном из Советов судей он пояснил, что за 2012-2014 годы 65 процентов уголовных дел о взятках касались сумм до 10 тысяч рублей. И лишь в 3 процентах дел речь шла о взятках более миллиона рублей. Чтобы правоохранители начали чаще приглядываться к тем, кто берет миллионами, и было решено изменить закон. Расчет в целом оправдался, считают эксперты. По данным разработчиков внесенного в Госдуму проекта, доля мелких взяток составляет примерно 20 процентов от всех преступлений коррупционной направленности.
Иными словами, любителей брать по-крупному действительно стали ловить чаще. Но не стоит смотреть свысока и на ценителей мелкой коррупционной добычи, подчеркивают авторы проекта. Они особо обратили внимание на тех, кто превратил мелкие взятки в систему.
"Очевидно, что систематические мелкие поборы с граждан, осуществляемые должностными лицами нередко в организованных формах, представляют гораздо большую опасность устанавливаемых разрозненных фактов дачи мелких взяток", - говорится в пояснительной записке.
Нередко такие преступления носят характер криминального бизнеса, подчеркивают разработчики проекта.
"Например, систематическое получение взяток в размере до 10 тысяч рублей в вузах, в лесной отрасли, коммерческого подкупа - в системе жилищно-коммунального хозяйства или подготовки водителей, - продолжают они в пояснительной записке. - Притом что единичные факты мелких взяток и коммерческого подкупа не представляют большой общественной опасности, те же действия, превращенные в преступный промысел, представляют не меньшую угрозу реализации прав граждан, охраняемым законом интересам общества и государства, чем тяжкие проявления взяточничества. Совокупный объем мелких взяток может быть сопоставим с особо крупным размером".
Напомним также, что несколько лет назад пленум Верховного суда России в своем постановлении фактически расширил понятие взятки. Согласно разъяснениям Верховного суда, под статью подпадает не только классическое подношение в конверте, но любая форма расплаты с должностным лицом, в том числе электронными деньгами или даже какими-то услугами.
Например, скидка в магазине или кафе чиновнику может быть засчитана как взятка, если начальник как-то отвечает бизнесменам любезностью на любезность. Или еще не отвечает, но потенциально может ответить.
Далеко не всегда благодарные бизнесмены приносят чиновнику конверты. Чтобы придать своим отношениям видимость приличия, отдельные государственные мужи и предприниматели все время ищут новые формы сотрудничества.
Используются также цифровые формы оплаты. Но взятка через "электронный кошелек" будет считаться точно такой же взяткой. Причем даже если с чиновником расплатились не рублями, а криптовалютой, он все равно коррупционер.
Примеры дел по мелким взяткам. В Мордовии осудили 26-летнюю врача-терапевта: она взяла 17 взяток на общую сумму 29 тысяч рублей за выдачу фальшивых сертификатов о прививках против коронавируса. Суд оштрафовал ее на 100 тысяч рублей. В Чувашии осужден врач-хирург, выписавший за небольшую мзду два липовых больничных. При этом мнимые больные также предстанут перед судом за дачу взятки. В подмосковном Можайске был осужден водитель, предложивший 7 тысяч рублей инспектору ГАИ за то, чтобы тот отпустил его восвояси. Гражданин управлял машиной, будучи лишенным водительских прав. Но деньги не решили проблему. Инспектор оформил протокол и за вождение без прав, и за предложение взятки. За подкупающее предложение водитель был оштрафован на 50 тысяч рублей.