Как Россия реализует в Кыргызстане публичную дипломатию

В первых числах сентября в Бишкеке прошли обучающие курсы для неправительственных организаций. Мероприятие, в котором приняли участие представители более 50 республиканских НПО, провели сотрудники Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, учрежденного МИД России. Чем занимается эта структура и можно ли назвать ее частью столь обсуждаемой "мягкой силы" России, "РГ" рассказала заместитель исполнительного директора фонда Виктория Карслиева.
Виктория Карслиева: В республике мы работаем уже много лет. В Кыргызстане у нас много своих проектов.
Виктория Карслиева: В республике мы работаем уже много лет. В Кыргызстане у нас много своих проектов. / Фонд Горчакова

- Вы не впервые приезжаете в Кыргызстан для проведения обучающих мероприятий, но широкой общественности пока мало известно о целях и задачах Фонда Горчакова. Каковы они?

Виктория Карслиева: Фонд Горчакова учрежден министерством иностранных дел РФ по распоряжению президента России в 2010 году. Он изначально подразумевался как структура, которая будет проводить грантовые конкурсы и оказывать финансовую поддержку неправительственным организациям. Однако организация развивалась, и мы стали проводить собственные мероприятия, с помощью которых сначала показывали потенциальным участникам грантовых конкурсов, как реализовывать международные проекты качественно и на высоком уровне. Затем данное направление стало отдельным в работе фонда.

Сегодня мы проводим, к примеру, образовательные курсы для научно-экспертных сообществ - журналистов, политологов, неправительственных организаций, которые занимаются актуальными в наши дни вопросами международных отношений, безопасности. Наша целевая аудитория - молодежь.

Если же говорить об оказываемой грантовой поддержке, то уникальность Фонда Горчакова в том, что мы финансово помогаем проектам не только НПО в России, но и за рубежом.

- Если говорить о постсоветском пространстве, о каких странах идет речь?

Виктория Карслиева: Страны Центральной Азии и Кавказа, Белоруссия и Молдавия. В принципе можно говорить о комплексной работе на всем постсоветском пространстве.

- Как в них относятся к тому, что вы делаете?

Виктория Карслиева: Достаточно положительно. Власти понимают, что НПО - эффективный инструмент для реализации, в первую очередь, их инициатив, идей.

- Фонд Горчакова оказывает грантовую поддержку. Это означает - дает деньги?

Виктория Карслиева: Да, но мы не просто так это делаем - объявили конкурс, перечислили деньги и потом встретились с НПО для обсуждения финансового отчета. У нас очень серьезная консультативно-экспертная поддержка каждого проекта. Мы сопровождаем содержательно всех наших грантополучателей. Сотрудники фонда фактически интегрированы в деятельность партнерских неправительственных организаций. Я бы даже назвала это помощью под ключ.

- О каких проектах вы говорите?

Виктория Карслиева: Как правило, это научно-образовательные инициативы - медиашколы, конференции по различным темам. Каждый год Попечительский совет фонда, который возглавляет министр иностранных дел России Сергей Лавров, утверждает приоритетные направления, и фонд в рамках этих направлений работает. География большая, практически весь мир.

Наш грантополучатель - это, как правило, некоммерческая организация, занимающаяся научно-исследовательской, образовательной деятельностью, которая проводит различные публичные мероприятия, мастер-классы, курсы повышения квалификации. Ее целевая группа - журналисты, политологи, эксперты в области международных отношений.

- Как Фонд Горчакова работает непосредственно в Кыргызстане?

Виктория Карслиева: В республике мы работаем уже много лет. Хорошо представлены в рамках грантовой деятельности, у нас много и своих проектов. Кыргызстанские организации регулярно подают заявки на получение финансирования, многие из них побеждают. Например, в этом году мы поддержали проект по евразийским дебатам. Это была инициатива, посвященная студентам - их обучению правилам выстраивания дискуссии, приоритетам евразийского сотрудничества, его плюсам и минусам. И, самое главное, - тому, как правильно выступать на публике, презентовать себя и свои сильные стороны.

Также у нас была продолжительная программа, которая состояла из нескольких круглых столов. К примеру, вместе с общественным фондом "Ой-Пикир" мы организовали и провели масштабное обсуждение проблем безопасности, подискутировали на тему роли культуры в сохранении целостности народа, а также о том, что нужно делать, чтобы оберегать общество от определенных негативных тенденций. Это были серьезные дебаты, в которых участвовали онлайн и депутаты Государственной Думы России и парламента Кыргызстана, и члены Совета безопасности республики.

В прошлом году собирали студентов и молодых преподавателей, которые исследуют процессы, происходящие в Центрально-Азиатском регионе. Речь шла о разном - о влиянии экологической обстановки, об энергетическом кризисе. В программе приняли участие специалисты из стран Центральной Азии и России.

- Вас можно назвать представителями "мягкой силы" России?

Виктория Карслиева: Я бы назвала это "скорее" публичной дипломатией или гуманитарным сотрудничеством. Мы нацелены на выстраивание профессионального научно-экспертного сообщества вокруг российской науки, экспертизы международных отношений. Фонд Горчакова старается объединить специалистов из разных стран, чтобы они могли обмениваться мнениями, создать площадки для общения, на которых можно высказаться, поспорить.

- Есть ли разница с работой с российскими и кыргызскими НПО?

Виктория Карслиева: В сотрудничестве с неправительственными организациями Кыргызстана используются другие механизмы.

В республике "по сути" есть НПО и есть грантодающие организации, которые как-то друг друга находят и сотрудничают. В России выстроена работа так: есть ключевые грантодатели, специализирующиеся на определенных темах, к ним обращаются соответствующие НПО. В России крайне сложно получить грант на что-то, чем не занимается грантодающий фонд.

Ключевой вопрос

- Как вы считаете, могут ли НПО принимать участие в политических процессах и должны ли они раскрывать свои источники финансирования?

Виктория Карслиева: Я думаю, что могут. НПО формируют общественное мнение, и это весомый инструмент. Через них государство может продвигать свои проекты. Потому что неправительственные организации проводят большое количество исследований и могут реально оценить, какое отношение у общества к тому или иному вопросу. И когда это отношение выясняется, принимается решение, что делать дальше.

На мой взгляд, НПО должны раскрывать свои источники финансирования, особенно если речь идет о спонсировании извне. Это настолько серьезный инструмент влияния на общественное мнение внутри страны, что государство должно знать, откуда у неправительственных организаций деньги и как они тратятся. Поэтому, как мне кажется, это абсолютно нормальная практика - показывать природу происхождения финансов НПО. Наш фонд в этом плане открыт.