Через два года сын написал отцу на фронт, что в аттестате только "хор" и "отл". И отец обещание сдержал: "устроил" сына во фронтовую часть, которая была отправлена на Курскую дугу.
16-летний рядовой Виталий Коротков чинил наши подбитые танки прямо на передовой. Потом его дивизия пошла дальше, и юный офицер, весь в боевых наградах, расписался на взятом рейхстаге. Затем воевал с Японией, служил в Австрии в разведывательном батальоне. Тяжело переживал смерть отца: генерал Виктор Коротков погиб на войне в Корее.
После Московского юридического института Коротков-младший служил во внешней разведке. Чутье молодого фронтовика, отличное знание немецкого, потрясающая коммуникабельность сделали из него настоящего чекиста, блестяще отработавшего свои командировки в Австрии и Германии.
Ему было поручено самое ответственное задание, которое мог выполнить только разведчик высшего класса. В ФРГ он стал связующим звеном между Центром и одним из руководителей западногерманской разведки Хайнцем Фельфе. В течение нескольких лет от нашего источника и друга Фельфе шла важнейшая информация.
По доносу коллеги по службе Фельфе арестовали, а Коротков вернулся в Москву. И трудился здесь в подразделении разведки, название которого до сих пор не рассекречено.
Но это строки из биографии, пусть информативные, а все равно довольно сухие. В жизни Виталий Викторович Коротков был потрясающе светлым человеком. К нему можно было обратиться за любой консультацией, он был щедр на мудрые советы. О разведке знал все. И не только. Как-то возникли вопросы об Олимпиаде-1936 в фашистском Берлине. И Коротков поведал такие интереснейшие подробности, о которых не слышали и спортивные историки.
Откуда берутся такие люди? Я не знаю. Он был исключительно интеллигентным человеком. Его русский язык, ничем не засоренный, звучал сугубо старым, дворянским говором. Глуховатый голос, умение четко рассказать в двух-трех фразах то, о чем другие могли бы разглагольствовать часами. И потрясающая доброжелательность. Никогда не видел Виталия Викторовича ни то, что злым, даже раздраженным. Одевался всегда аккуратно. Смокинг с бабочкой и белой манишкой сидел на нем идеально. Он притягивал, располагал к себе, и собеседник не обманывался в ожиданиях.
Когда на десятом десятке наступила пора неизбежных болезней, мы стали встречаться у него дома в идеально прибранной квартире на Фрунзенской. Здесь все было в идеальном порядке. Бумажка к бумажке, папочка к папочке. Как-то я восхитился, и Виталий Викторович ответил в своем добром стиле: "Да это только теперь все листочки жизни разобраны и сложены. Вот оно - преимущество отставки, приходящей на склоне лет". Боролся с недугом, и уже лежа в постели, редко вставая, постоянно читал, говорил по телефону, давал всегда корректные оценки статьям и книгам о разведке, увиденным фильмам. Умер на 95-м году жизни в сентябре 2022-го.
Сегодня в пресс-бюро СВР России собрались друзья, близкие, журналисты. Виталия Викторовича помнят. По поручению Губернатора Курской области Романа Владимировича Старовойта памятная медаль "80 лет Победы в Курской битве", которой удостоен Виталий Викторович Коротков, была торжественно передана его дочери Ольге Витальевне и правнучке Анастасии.
А известный художник Александр Осипов подарил семье разведчика его портрет.