Дымбрыл лама, как буддийская философия может помочь обычному человеку, испытывающему сегодня смешанные чувства, основным из которых, наверное, является тревога?
Дымбрыл Дашибалданов: В буддийской философии затрагивается не только религиозный момент. Она шире, потому что изучает внутренний мир человека, в частности, его сознание. На ментальном уровне люди часто переживают беспокойство, дискомфорт, другие неудобства, которые можно назвать одним словом - стресс. Все происходит внутри человека, и буддийская философия обращает на это особое внимание. Еще со времен Будды описано множество методик, практикуя которые, можно добиться внутреннего спокойствия. Они проработаны, проверены многими людьми прошлого и настоящего. Будда Шакьямуни и его последователи добивались очень хороших результатов.
Изучая труды великих буддийских ученых, мы видим множество различных нюансов. Все это не потеряло актуальности, хотя написано много веков назад. Потому что внутреннее сознание человека в принципе не изменилось, несмотря на то что внешний мир постоянно преобразуется, появляются новые технологии. Материальный мир то резко развивается, то приходит в упадок. Такая цикличность не влияет на внутреннее состояние человека. Поэтому трудности на уровне сознания испытывает практически каждый - бедный и материально богатый, здоровый и больной житель любой страны мира. Сознание претерпевает трудности одинаковые для всех людей. Любой человек, любой национальности и культуры внутренне испытывает их. Опираясь на буддийские методики, которые помогают искоренить негативные ментальные факторы, можно обрести некое спокойствие и добиться результатов именно в этой жизни.
Что относится к негативным ментальным факторам с точки зрения буддизма?
Дымбрыл Дашибалданов: Когда речь идет о сознании, то мы разделяем 51 ментальный фактор. Из них негативными являются 26. Есть шесть основных беспокоящих эмоций - гнев, привязанность, неведение, сомнение, ошибочные взгляды, гордыня. Их еще называют клеша. Кроме того, есть 20 второстепенных, среди которых зависть, лень, бесстыдство, бессовестность, злонамеренность, апатия и другие. С ними идет борьба. Методы искоренения их из потока сознания - это большая работа.
Я знаю много людей, которые были подвержены сильным негативным эмоциям, например, были вспыльчивы. По прошествии времени вижу в них внутренние изменения. Изучив и применив методики, они могут выйти из сложной ситуации достойно, не потеряв лица.
Дымбрыл лама, давайте разберем какой-нибудь случай.
Дымбрыл Дашибалданов: Обычный - гнев. Я сам гневливый человек, поэтому обращаю внимание на это. Когда случается нестандартная ситуация, я по привычке сначала реагирую агрессивно. Но успеваю подумать, что человек, который наносит мне вред, может действовать так от незнания ситуации, говорить неприятные вещи, не рассмотрев ее с разных сторон. То есть я вижу, что он может ошибаться, это первое. Если человек намеренно это делает, то не может совладать с гневом, потому что слаб. Дабы не поддаться гневу, я могу поставить себя чуть выше него, пусть это гордыня. Я выше него, и будет неправильно, если начну агрессировать в ответ. В конце концов, я же монах, я же изучал буддийскую философию (смеется). Вот до чего доходит, чтобы держать себя в руках. Гнев не бывает постоянным, он приходит волнами. Человек не может физически долго гневаться. Пять, ну десять минут, полчаса от силы. Такие методики можно применять, они все описаны.
С гордыней тоже можно бороться. Говорить себе: я не всемогущий, не всезнающий, могу ошибаться и навредить большому количеству людей. Гордыня не может этого оправдать. Я всегда отличаю гордыню от гордости. Горжусь, например, тем, что у меня есть моя страна, родные и близкие люди, общество, в котором живу. Горжусь, что являюсь жителем этой прекрасной республики, горжусь нашим монастырем, буддийским университетом, к которому имею отношение.
Одно из клеша - неведение. Так ли это плохо - не знать?
Дымбрыл Дашибалданов: Человек не может всего знать, но мы должны к этому стремиться. Узнав что-то, маленькую часть неведения мы устраняем. Нельзя останавливаться, нужно постоянно что-то познавать. Есть и бесполезные знания. Сколько песчинок в реке Ганг? В данный момент цифра абсолютно бесполезная. Но наша жизнь недолгая, поэтому нужно знать направление, куда развиваться. Если просто накапливать знание, то можно уйти в сторону. И еще - когда человек мало знает, у него много беспокойства.
Является ли отрицательным свойством тревожность?
Дымбрыл Дашибалданов: Это слово имеет и плохое, и хорошее значение. Когда человек тревожится, заботясь о других, то в таком нет ничего негативного. А если он переживает лишь о себе? Это не очень хороший подход к жизни. Даже если, заботясь о других, он не может им сильно помочь, то такой настрой поможет ему самому. В буддийских трактатах написано: если человек заботится только о себе, то он, по сути, один со своими проблемами. А если он думает о других, то и его личные неурядицы исчезают, потому что ментальный ракурс направлен в иную сторону. Поэтому беспокойство о себе должно быть на втором плане. И тогда оно постепенно уходит.
Это одна из техник? Какие из них стоит использовать сейчас?
Дымбрыл Дашибалданов: Да, изменение ракурса - одна из них. Но я бы не стал давать конкретные рекомендации. Едва ли не каждый день люди приходят и спрашивают: "Как мне быть? Я не буддист, но интересуюсь буддизмом, хочу что-то познать. Какую литературу мне посоветуете?". Мой ответ: книг очень много, но зачастую переводы не совсем правильные. Поэтому рекомендую читать все подряд, не придавая этому излишней важности, поскольку написанное не является истиной в последней инстанции. Предлагаю читать разных авторов. Что-то полезное вы для себя найдете, почерпнете некую информацию, чтобы устранить неведение. Будда Шакьямуни сказал: каждый человек воспринимает все по-своему. Шаблонные методы не будут работать. Кому-то помогут, но не всем.
Может быть, существуют какие-то общие подходы?
Дымбрыл Дашибалданов: У меня подход такой - если действие приносит пользу, то я делаю. Либо выбираю меньшее из двух зол. Я не обладаю большими знаниями. Методы, которые мне подходят, стараюсь применить в разных ситуациях, и у меня внутри сохраняется спокойствие, хотя внешне это не всегда проявляется.
В восточной традиционной медицине врачи тоже обращают особое внимание на внутреннее состояние человека…
Дымбрыл Дашибалданов: Чтобы у человека было здоровье, требуется внутреннее спокойствие. Тогда внешняя оболочка - физическое тело - начнет выздоравливать. Если этого нет, то на физическом уровне внутреннее состояние может проявиться в виде болячек, язв. Состояние спокойствия не возникает из воздуха. К нему надо идти. Это не проблема, а скорее задача, решаемая. Многие сидят и ждут, думают, что благословение ламы получили и у них все станет хорошо, все проблемы уйдут сами собой, а когда этого не происходит - возмущаются.