Смогло ли это мероприятие сравниться с "Сотворением мира" и какова дальнейшая судьба музыкального праздника - в материале корреспондента "РГ".
- Мы затянули с проведением такого глобального фестиваля, - оправдывался мэр Казани Ильсур Метшин перед его началом. - Хотя казанцы очень просили. Мы были вынуждены прервать проведение "Сотворения мира" в 2012 году, когда началась реконструкция площади "Тысячелетия". Потом Универсиада, чемпионаты мира по водным видам спорта, по футболу, по рабочим профессиям. Пандемия тоже выбила из колеи.
Подготовка к такому фестивалю занимает огромное количество времени. Чтобы собрать музыкантов со всего мира, надо согласовать концертные и гастрольные графики. Просто физически не было возможности. С другой стороны, мы прекрасно понимали, что в одну воду дважды не войдешь. И тогда решили создать новый фестиваль - "СоТворение". Фестиваль имеет все шансы стать одним из наиболее ярких культурных событий этого года в Казани и всей России.
Но повторит ли он славу своего предшественника? Сказать пока сложно. Во-первых, из-за геополитической обстановки многие всемирно известные музыканты в нашу страну попросту не едут. Да и некоторые российские коллективы, участвующие ранее в "Сотворении мира", включая одного из организаторов прошлого форума, лидера группы "Машина времени", сегодня так же дают свои концерты исключительно за границей.
И то, что администрации Казани и команде, кто работал над данным проектом, удалось собрать неплохой международный состав участников, на самом деле огромный труд. Сегодня в нашей стране большие фестивали чаще отменяются, нежели возрождаются.
- Это событие про новый, сформировавшийся за эти годы мир. Про мир, в котором отказываются от однополярности. И мир, в котором мы видим ценность каждого этноса, - уверяет Ильсур Метшин. - В преддверии большого форума глав государств БРИКС, который пройдет в столице Татарстана, мы решили посмотреть в сторону наших новых друзей.
И действительно, казанской публике представили коллективы из Индии, Китая, Мали, ЮАР, Бразилии и Армении. Но что-то, как, скажем, выступление рокеров из поднебесной Drunk Band, зрителям зашло, а вот творчество индийского Rehmat-e-Nusrat оказалось непонятым. Но это нормально.
- На самом деле очень круто, что такой фестиваль проходит в нашей стране, - говорит музыкант Петр Налич. - Сегодня культура настолько взаимопроникающая, что, скажем, в каком-нибудь латиноамериканском творчестве можно услышать русские мотивы. Роль культуры в налаживании мостов в это сложное время абсолютно главенствующая. Поэтому я очень надеюсь, что данный диалог послужит тем фундаментом, на котором нам удастся друг с другом строить какие-то человеческие отношения.
Возможность организации фестиваля появилась благодаря победе в конкурсе на получение федеральной субсидии для проведения мероприятия по нацпроекту "Туризм и индустрия гостеприимства" в рамках государственной программы "Развитие туризма".
Для фестиваля сделали огромную сцену, состоящую из двух частей, чтобы музыка звучала непрерывно. Пока одна группа выступала, другая за ширмой подключала музыкальные инструменты к пультам. Праздник мог продолжаться даже в том случае, если бы в Казани наступил блэкаут.
Для этого были установлены четыре дизельных генератора по 240 киловатт. Они обеспечивали энергоснабжение всего комплекса. Если один генератор выходит из строя, автоматически включается второй. Таким образом, мероприятие не зависело от общего энергосбережения. Само оборудование приходилось хоть немного, но искать по другим регионам, поскольку 26 коллективов - у всех райдер разный (требование к инструментам и оборудованию. - Прим. авт.), а иногда и специфический.
Многих зрителей поразила 33-летняя исполнительница афро-соула Nomfusi. Невысокого роста, мало кому известная в нашей стране, она заставила казанскую публику долго ей аплодировать после выступления. Настолько оно было ярким и живым.
- Считаю, что музыка должна пробуждать эмоции, - призналась она корреспонденту "РГ". - Я впервые в вашей стране, и все, что тут со мной происходит, просто удивительно. Но я носитель африканской культуры из ЮАР. И моя задача - познакомить публику с тем разнообразием, которое есть у нас. Ваши люди, не зная языка, танцевали, чувствовали, старались вникнуть в то, что слышат, а одна девушка, я увидела это со сцены, даже расплакалась. Значит, мне удалось достучаться до сердец.
Не подкачали и отечественные хедлайнеры. Первый день закрывал Therr Maitz. Может, творчество Антона Беляева знакомо далеко не каждому, но то, как он перепевает всем известные песни звезд российской эстрады, любят многие.
На следующий день никого не оставили равнодушными The Hatters, что в переводе с английского означает "шляпники". Многие зрители целенаправленно пришли на фест в этом головном уборе. Питерский коллектив продемонстрировал виртуозное владение музыкальными инструментами, при этом активно передвигаясь по сцене, танцуя и вытворяя невероятные кульбиты. Пожалуй, это на сегодняшний день самая кабацко-озорная группа в нашей стране.
Уже под конец выступления фронтмен коллектива Юрий Музыченко пошутил со сцены: "А вообще-то мы еще играем на утренниках в детском саду".
Но многие ждали главного - появления группы "Кино". Хотелось посмотреть, как можно выступать на сцене без кумира и в чем может быть фишка такого концерта? Вокал Виктора Цоя, погибшего 33 года назад, с помощью компьютерных технологий обработали. То есть голос погибшего вокалиста звучал на сцене в живом сопровождении тех же самых музыкантов, кто играл в группе много лет назад.
Ощущения были необычные. Но публика неистовствовала от восторга. Тут же среди зрителей появился огромный флаг с надписью "Кино". Удивляли выкрики из зрительного зала спеть ту или иную песню, как будто Виктор услышит и выполнит просьбу.
Отчасти выступление действительно походило на кино. Некоторые песни сопровождались анимированными философскими роликами и видеорядом, который наводил на определенные мысли. Это как-то компенсировало отсутствие вокалиста на сцене.
- Никогда не могла подумать, что попаду на концерт своей любимой группы, - призналась Светлана Спиридонова, которая пришла к Чаше вместе со своим сыном-подростком. - Конечно, никакие технологии Цоя не вернут, но зато можно прочувствовать ту атмосферу, услышать звук группы, который был в то время. Шоу получилось хорошим!
На следующий день соло-гитарист коллектива Юрий Каспарян отправился к деткам на встречу в школу рока The Road, где сыграл вместе с молодым коллективом песню "Красно-желтые дни", раздал автографы и ответил на вопросы будущих музыкантов.
- Я, кстати, фестивали не люблю. Потому что на концерт группы приходят посмотреть именно на наше выступление. А на фестивалях - на кого угодно. Но на "СоТворении" было неплохо.
Дети в силу своего возраста поинтересовались, что стало с музыкантами, когда Виктор Цой погиб.
- Все разбежались по своим делам. Бас-гитарист Игорь Тихомиров недолго играл в группе ДДТ, а потом долго работал звукорежиссером. Я с Вячеславом Бутусовым с 2002 года 15 лет отработал в проекте "Ю-Питер". В настоящее время мы с ним общаемся редко, по праздникам. Барабанщик Георгий Гурьянов, пока был жив, работал художником.
Соло-гитарист признался, что коллектив сейчас репетирует редко, потому что каждый профессионал, все свои партии знают. Соберутся перед концертом, сыграют 3-4 песни, и все. Сам он начинает готовиться к концертам дня за два, играет гаммы, вспоминает различные кавер-версии. Но вскоре репетировать придется чаще, поскольку группа задумала перевыпустить свой старый альбом "Это не любовь".