Почему в сибирских регионах не хватает учителей

Больше 1100 вакансий учителей были открыты в школах Новосибирской области перед началом учебного года. По данным регионального минобра, это всего 3,6 процента от всего учительского корпуса - то есть дефицит невелик. Тем не менее в школах не только признают проблему нехватки учителей, но и оценивают ее как острую: зачем, задаются учителя вопросом, строить на бюджетные деньги новые школы, если там некому будет работать?
Иногда, чтобы понять причину явления, нужно разобрать ситуацию на атомы
Иногда, чтобы понять причину явления, нужно разобрать ситуацию на атомы / Татьяна Кравченко

Может быть, чиновники слишком увлеклись решением инфраструктурных задач и забыли о людях? Есть ощущение, что именно люди оказались за бортом мощного нацпроекта "Образование", именно о них говорят меньше, чем следовало бы. В Год учителя и наставника много ли было по-настоящему запоминающихся событий, с ним связанных (не путать с формальными мероприятиями)?

Вопрос престижа профессии в учительской среде ставят на первое место. "Слишком долго масс-медиа смаковали негативный образ учителя", - с обидой говорят педагоги. Сейчас, по их словам, ситуация меняется, но на все нужно время.

Если от философии перейти к конкретным фактам, то больше всего свободных вакансий (36 процентов) в школах Новосибирска, а не в районах области. Такая же ситуация в соседнем Томске. Не хватает учителей математики, русского и иностранного языков. В Томске к этим специальностям добавляют еще и учителей начальных классов. Нехватку последних, считают в Томске, можно было преодолеть, позволив учителям начальных классов работать и в основной школе - преподавать тот же русский или математику. Это и увеличивало бы доход педагога, и закрывало бы потребность в учителях, особенно в сельских школах. Однако многие относятся к этой идее со скепсисом - доход это хорошо, но нельзя бесконечно увеличивать нагрузку на учителя, из-за этого неизбежно страдает качество преподавания.

Есть и объективные причины дефицита. Раньше, мы помним, в российских городах отчаянно не хватало детских садов. Сейчас с садами все в порядке, дети выросли, пошли в школы - школ не хватает. Соответственно, выросла и потребность в педагогах.

Важен и вопрос зарплаты - как ни крути, а его обойти не удастся. Говорят, молодые учителя математики прекрасно зарабатывают репетиторством - зачем им школа? Школа - это нагрузка не чета репетиторской и ответственность буквально за все. "Уроки, воспитание, безопасность, Пушкинская карта, занятость летом, световозвращатели, допобразование, детские объединения, регистрация в федеральных проектах - список бесконечен", - слегка иронизируют педагоги. А какова зарплата за это "все"? Средняя в Томской области - 42 тысячи рублей, в Новосибирской области, по официальным данным, она превысила 50 тысяч, вот только агрегаторы, анализирующие вакансии, выдают другую цифру, не дотягивающую и до тридцати. Крупный сервис по поиску работы предлагает такие зарплаты - от тридцати до семидесяти тысяч рублей в месяц. И верится почему-то больше в первую цифру.

Комментарий

Сергей Сопочкин, директор лицея N130 (Новосибирск):

- С проблемой дефицита кадров сегодня, к сожалению, сталкивается каждый директор школы. В нашем лицее сегодня не хватает учителей математики, нет учителя музыки, ОБЖ. Но есть учебные заведения, где кадровый вопрос стоит гораздо острее. Убежден, что проблема привлечения, подготовки и переподготовки кадров в школьном образовании ключевая. И решать ее надо системно, как на уровне муниципалитетов, регионов, так и на федеральном уровне. Очевидно, что это вопрос будущего страны - ведь подготовка специалистов для любой отрасли начинается именно со школьной скамьи. Речь идет не только о повышении зарплаты учителей - хотя и это необходимо. Речь о повышении статуса учителя, о повышении его квалификации. Учителя-предметники должны иметь возможность общаться с лучшими специалистами в той дисциплине, которую они преподают. Ученые-математики, например, должны быть реально встроены в систему школьного образования и задавать уровень математического мышления. Системная работа, связанная с увеличением размера оплаты труда, повышением профессионального уровня педагогов, постоянный контакт с передовыми представителями науки обязательно позитивно скажутся на школьном образовании.

Между тем

В РАНХиГС кадровый дефицит в сфере российского школьного образования оценили в 250 тысяч человек. В регионах, заявили эксперты, лишь порядка десяти-двадцати процентов выпускников профильных институтов остаются в профессии.