На окраине села, на воле, живут три десятка лошадей исчезающей донской породы, за которыми ухаживают супруги Дмитрий Савицкий и Надежда Скрипкина. На территории конного клуба "Территория дончаков Гелиос" осваивают новый и пока малоизвестный в России метод психологической помощи - ипповенцию.
Как я убедилась, благодаря ипповенции можно сделать неожиданные открытия в самом себе и использовать их для изменения отношений с окружающими. Коучер Надежда, помогающая обучающимся, предложила выполнить несколько упражнений с золотистой кобылой по кличке Гагара.
- Лошадка будет вас проверять - считывать ваше внутренне состояние и зеркально отражать его своим поведением, а мы будем за вами наблюдать. Интересна ваша реакция. Ведите себя, как хочется. Мы - рядом, - предупреждает она.
По сокращенной программе за час я выполнила три задания. Первое упражнение состояло в хождении с лошадью по кругу, держа ее на веревке. Оказалось, имеет значение, как ведешь животное. Мне было комфортно держать Гагару на коротком поводке.
Второе задание заключалось в совместном преодолении препятствия - перешагивании вдвоем через натянутую веревку.
Третье, если смотреть со стороны, я провалила. Но для коучера это тоже информация. Нужно было заставить лошадь сделать несколько шагов назад от меня, а потом, наоборот, приблизиться. Гагара мои команды полностью игнорировала, встала как вкопанная. После нескольких тщетных попыток я сдалась, уткнувшись лбом в лошадиную морду. И тут пришло осознание, что это то, чего я реально хотела. И Гагара это поняла, почувствовала меня, а я - ее добрую, успокаивающую энергетику.
Мои эмоции во время упражнений обсудили с Надеждой и ее помощницей Ириной. Выводы удивили, в то же время в глубине души я их знала, но боялась признать. Например, "пунктик", что в общении зачастую пытаюсь навязать свое мнение, считая, что только "по-моему" всем будет хорошо, а в результате - противостояние и обоюдные обиды.
- Лошади используют язык тела для общения между собой и людьми. Они очень чувствительны к нашим чувствам и эмоциям, обладают природной аутентичностью - зеркалят внутреннее состояние человека, - объясняет ростовчанка Оксана Комарова, также участница сеанса ипповенции.
Жеребец Брант помог ей наладить отношения с сыном.
- Сначала были с ребенком у психолога. Сын - спокойный, но замкнутый. Учителя сказали, что его побили, а он мне ничего не рассказал. Опасалась, что получил психологическую травму. Но психолог может работать с ребенком в таком трудном возрасте даже год, чтобы докопаться до проблемы. Так долго я ждать не могла. Потому по совету знакомых мы поехали к лошадям в Новонатальино. Первое упражнение, которое я сделала с Артемом, - змейка, - рассказывает Оксана.
Подросток с завязанными глазами, держа коня на веревке, должен был провести его через препятствия, а Оксана подсказывала, куда идти.
- После обсуждения выполнения задания я поняла, что сын тянется ко мне, а я его не слышу. Увидела: мне нужно работать над собой, а не ребенку, - признается она. - Удивило отношение сына к лошадям, к которым он раньше был совсем равнодушным. А тут полное доверие. Сам шел на контакт. Не узнавала своего ребенка.
Лошади могут помочь избавиться от гиперконтроля в семье.
- К нам приехали супруги с семилетней дочерью. Женщина тотально контролировала ребенка и мужа. Понимание проблемы у нее было, но как избавиться от нее, непонятно. Самостоятельно это сделать тяжело. Сила привычки, - рассказывает Надежда.
Была разработана серия упражнений, направленных на обучение умению отпускать контроль. Построен маршрут в поле. Мама и дочь держали лошадь с двух сторон за веревки с завязанными глазами. Отец должен был провести их по маршруту. Они слушали его голос. Его задачей было обеспечить их безопасность. Мама увидела, что и без ее вмешательства все прекрасно справляются, а ее контроль только мешает. Тем самым все трое учились доверять друг другу.
Другая история: супруги соревновались друг с другом, не обращая внимания на дочь, что проявилось и в выполнении задания. В какой-то момент отец стал кричать на ребенка. Девочка сняла повязку со словами: "Я - тупая. Не надо на меня надеяться".
- На самом деле роль глупой ей навязали родители. Взрослые осознали минусы в воспитании, - продолжает Надежда.
В конный клуб приезжают и чтобы избавиться от страхов - по отношению к животным, и не только.
- Страх к животным обычно связан с чем-то еще. Когда начинаешь распутывать клубок, выходишь на другие болевые моменты, - говорит Ирина Синегубова. - Однажды к нам пришла девушка, которой было сложно сближаться с людьми, из-за чего возникали конфликты. Причина - неумение выстраивать личные границы. И лошадь научила ее действовать по-другому.
Например, ребенок требует: "Мама, хочу..." И женщина все бросала и делала. Потом внутренне была недовольна собой. А ей надо было сказать: "Доченька, мне нужно 30 минут для себя. Подожди и сделаем". Прорабатывая проблему на сеансе ипповенции, она научилась обозначать свои личностные границы, не испытывая чувства вины.
Надежда и Ирина обучались в академии тренингов и терапии с лошадьми.
- У нас животные свободны, не знают, что такое железо (уздечка) во рту. Отношения с ними строятся на доверии. В том числе потому они могут благотворно влиять на человека, их можно использовать для тренингов, - рассказывают они. - Современная тенденция - многие люди хотят саморазвиваться, делать жизнь качественнее. У нас же можно прийти не к психологу, а к лошади.
А животных здесь подбирают каждому человеку по темпераменту, в зависимости от задачи, которую нужно решить на сеансе.
Светлана Разумова, психолог:
Есть люди, которые не могут открыться или измениться при прямом воздействии, в том числе когда с ними работает психолог. Им это сложно физически, не могут расслабиться. Здесь могут помочь именно лошади. У них мощная энергетика, дружелюбная по отношению к человеку. Находясь в энергетическом поле лошади, у нас нет внутреннего сопротивления, исчезает чувство опасности. Внутренне человек готов к общению. Коучер сам или в паре с психологом смотрит, как происходит общение с лошадью, и многие моменты выходят непроизвольно наружу, не требуется долгих врачебных сеансов. Анализируя увиденное, специалист показывает пациенту, как через общение с животным он взаимодействует с окружающим миром. Для многих это открытие, потому что лошади не врут. Для меня тоже было открытием, что они так зеркалят человека. С каждым ведут себя по-особенному, ориентируясь на его внутреннее эмоциональное состояние.