Ключевым звеном в российской части коридора станет созданный в Астраханской области каспийский кластер. Он объединил в себе особую экономическую зону (ОЭЗ) промышленного типа "Лотос" и портовую ОЭЗ, где завершается строительство контейнерного терминала, который увеличит перегрузочные мощности на 3,3 миллиона тонн в год.
Кроме того, в Волго-Каспийском морском судоходном канале до конца текущего года увеличат проходную осадку судов до 4,5 метра. Это позволит выполнять рейсы с максимальной загрузкой.
Мощность портовой инфраструктуры достигает 16 миллионов тонн, неуклонно растет транспортировка грузов. По итогам семи месяцев текущего года грузооборот превысил 2,3 миллиона тонн, рост составил 70 процентов.
К 2030 году прогнозируют увеличение портовой мощности более, чем в два раза, экспорта - до 35 миллионов тонн, импорта - до шести миллионов.
Кроме того, с мая текущего года астраханцы при поддержке Государственной транспортной лизинговой компании реализуют крупный проект по строительству четырех судов из серии контейнеровозов проекта 00108. Они универсальны и адаптированы к условиям Каспийского моря.
Уже в следующем туристическом сезоне в первый круиз отправится лайнер "Петр Великий". Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин отметил, что это - создание новой отрасли международного круизного туризма на Каспии.
По МТК "Север - Юг" через Астраханскую область идут белорусские товары, которые транзитом поставляются в Иран, Индию и другие страны.
- Развитие МТК "Север-Юг" - это шанс обеспечить наши законные интересы, а также проект глобального порядка по обеспечению продовольственной безопасности и права суверенных государств поддерживать эффективное, конструктивное, взаимовыгодное торгово-экономическое оснащение, невзирая на те государства, которые берут на себя одностороннюю функцию судьи, - подчеркнул советник-посланник посольства Республики Беларусь в Российской Федерации Александр Шпаковский.
Важно, что иранские инвесторы вложили в развитие "Астраханского порта" более 700 миллионов рублей. Кроме того, по заказу этого предприятия на верфи достраивается морское грузовое судно.
Новая задача - стыковка транспортного коридора с африканским континентом. В этих странах большая потребность в продовольственных, строительных и иных товарах.
- Пришло время развивать коридор "Север-Юг". И чем раньше мы добьемся результата, тем лучше. С нетерпением ждем, когда увидим пути повышения эффективности этой сети, - отмечает директор Blue Bird Logistics (Индия) Санджей Айер.
По словам губернатора Игоря Бабушкина, регион готов предложить содействие в транспортировке грузов из крупнейших портов Африки до южных портов Ирана - Бендер-Аббас и Чабахар - и далее через территорию Ирана и Каспийское море в порты Астраханской области для дальнейшей перевозки по территории России и в обратном направлении.
- МТК "Север-Юг" и Астраханская область в нем - одно из ключевых элементов его развития, - резюмировал Игорь Бабушкин.