- "Характер плохой, дерется, неусидчива" - такую характеристику дали мне в школе, - вспоминает Эльвира Тимофеевна. - Дралась я потому, что за своих братьев заступалась.
Влечение к экстремальному - это семейное. Старший брат Эльвиры стал летчиком, а младший - водолазом. Сама она, прежде чем серьезно увлечься альпинизмом и скалолазанием, занималась гимнастикой. Тяга к горам пришла в студенческие годы, когда поступила в Киевский геологоразведочный техникум. А когда пришло время распределяться, ткнула пальцем в самую коричневую точку на физической карте СССР. Это оказалась Киргизия. В то время в республике началось строительство высокогорных Ат-Башинской и Токтогульской ГЭС. Исполинские сооружения возводили в крайне сложных условиях. Проектная высота плотины Токтогульской ГЭС - 210 метров, ее нужно было построить в узком, зажатом горами ущелье. Навыками альпинизма должны были владеть все, от бетонщика до руководителя. Несмотря на первичную горную подготовку персонала, несчастные случаи начались почти сразу, люди срывались, падали с отвесных склонов, погибали. Насонову назначили на стройки инженером по технике безопасности.
- Я тогда поняла, что горные ботинки с металлическими шипами трикони, в которых работали строители, хорошо держат на граните, а на известняке они соскальзывают, - рассказывает альпинистка.
От ненадежных ботинок на стройке отказались, а Насонову зауважали. Это сейчас профессиональное снаряжение альпинистов стоит около полумиллиона рублей. Появились противолавинные рюкзаки, надувающиеся инертным газом, которые вынесут человека на поверхность снега и спасут жизнь, датчики с сигналом от спутника и прочее фантастическое и такое же дорогое снаряжение. А в 60-х годах альпинисты ходили в горы в шекельтонах - полярных валенках с двойной кожаной подошвой. Валенки намокали, становились тяжелыми. Во время первого восхождения на пик Коммунизма при ее 34-м размере обуви Эле достались шекельтоны 44-го размера. Когда покорители спустились, журналисты спросили девушку, о чем она думала на вершине пика Коммунизма?
- Думала, как не потерять шекельтоны. Я их лямочками к поясу привязывала, - улыбается Эльвира Тимофеевна.
Многие помнят эпическую историю спасения детей, оказавшихся в ловушке затопленной пещеры на севере Таиланда. В июне 2018 года 12 подростков и их тренер оказались заперты на глубине из-за внезапно пробудившейся подземной реки. За спасательной операцией, продолжавшейся 17 дней, следил весь мир. Но мало кто знает, что за 40 лет до этого подобная история произошла в горах Крыма. Январь 1978 года выдался на полуострове снежным, но на старый Новый год началась внезапная оттепель. В это время группа спелеологов отправилась в шахту Аверкиева Долгоруковской яйлы.
- Вечером мне позвонила девушка из этой группы, оставшаяся на поверхности, и рассказала, что спуск в пещеру, куда ушли восемь человек, заполнен бурлящей водой и в ней плавают вещи, - вспоминает Эльвира Тимофеевна.
Она тогда руководила контрольно-спасательным отрядом Алушты. Немедленно были подняты все силы спасательного отряда, о ЧП доложили руководству Крыма. Ситуация усугублялась тем, что к вечеру в горах началась метель. Насонова обратилась за помощью к военным, и те выделили "Урал", чтобы добраться до входа в подземелье. На прицепе машина тащила реанимобиль, присланный из Симферополя. Нервное напряжение было колоссальным, никто не знал, что с людьми, живы они или нет. Затоплена пещера полностью или там остался воздух?
- Один парень из нашего отряда смог пронырнуть сифон и протащить веревку, - рассказала альпинистка. - Когда на той стороне увидели свет фонаря под водой, поняли, что спасение близко. Все это время спелеологи сидели на выступе пещеры в воздушной пробке.
По веревке шесть человек преодолели затопленную часть подземелья и были спасены. После этого случая у горноспасателей появился штатный гидрокостюм, а потом и акваланг. И не зря, потому что позже в пещерах Долгоруковской яйлы подобные истории происходили еще трижды.
Зачем альпинисты берут на восхождение пилы? Точно не ради дров. Пилой можно нарезать из наста снежные кирпичи и построить иглу: ледяной дом спас не одну жизнь и от лавин, и от обморожения. Эльвира Насонова совершила 18 восхождений на семитысячники СССР.
Но Эверест, конечно, - самая заветная мечта каждого альпиниста. В 2016 году Валдис Пельш снял документальный фильм "Ген высоты" о восхождении женской группы на высочайшую вершину мира. Каждому спортсмену это стоит минимум 55 тысяч долларов. За всю историю покорения горы более 300 человек навсегда остались за отметкой 7 000 метров. Спустить тело погибшего альпиниста и передать родным стоит минимум 200 тысяч долларов. Занимаются этим целые команды шерпов, и то в редких случаях. В сумасшедшие 90-е спортсмены из советских республик искали способы собрать деньги на восхождение.
- Тогда мой товарищ Валентин Бажуков предложил авантюрный план: с помощью спуска на параплане отработать эвакуацию тел с Эвереста. В случае удачи мы могли заработать на собственное восхождение, - рассказала Эльвира Тимофеевна.
Бажуков несколько раз сам успешно планировал с высоты пять и шесть тысяч метров. Но когда спортсмены прыгнули вдвоем с отметки 7 000 метров, площадка для разбега оказалась слишком короткой, оба планериста в полете ударились о скалу и упали на ледник.
Им повезло, обоих доставили в базовый лагерь, а оттуда вертолетом в Катманду и потом самолетом в Москву. У Элеоноры было сломано бедро, рука, множество ребер. Но и тогда Насонова не сдалась и после восстановления в 1998 году вернулась в Гималаи, чтобы подняться на Северное седло Эвереста, выше 7000 метров. Ей тогда было 57 лет.
19 июля Эльвире Тимофеевне Насоновой исполнилось 82 года. На ее книжной полке литература об альпинизме и затрепанный томик Пушкина. Годы колоссальных нагрузок сказываются и на здоровье. Уже несколько лет она живет с искусственными коленными суставами, а теперь один из них нуждается в замене. Но все это не мешает Эльвире Тимофеевне водить группы "девочек из социального кружка Алушты по окрестным горкам". Невысоким, таким, как Демерджи и Чатыр-Даг.
Справка "РГ"
"Снежный барс" - неофициальный титул у альпинистов. Точное название жетона, которым награждаются альпинисты, покорившие высшие вершины Советского Союза, - "Покоритель высочайших гор СССР". Это пять пиков высотой свыше семи тысяч метров. С 1967 года до нашего времени титула удостоены более 600 альпинистов, включая 31 женщину.
"Когда Насонова прошла по леднику 50 метров, произошел срыв. Все крючья, которые Эля вкрутила, посрезало рывками от набирающего скорость ее тела. Мы успели ее остановить, когда она пролетела по льду восемьдесят метров.
Когда мы подошли к Эльвире, она без признаков жизни лежала на склоне лицом в снег. Я ее перевернул на спину, начал трясти, бить ладонями по лицу. Эля открыла глаза и попыталась сесть. Когда она немного пришла в себя, расстегнула нагрудный карман анорака и достала из него зеркальце. Мы взвыли. Такое поведение в данной ситуации мы понять не могли. Но еще больше она нас шокировала, когда попросила новые ледовые крючья. Несмотря на все наши уговоры, Эльвира продолжила восхождение".