Но период пандемии и экономическая ситуация последних лет негативно сказались на этом сегменте страхового рынка: если в 2021 году полисы ДМС имели 27 миллионов человек, то к концу 2022 года их число снизилось до 25 миллионов. Тем не менее, по статистике ЦБ РФ за 2022 год, объем премий по договорам ДМС вырос на 7 процентов. Это говорит о том, что в среднем стоимость полисов повысилась.
Чтобы преодолеть негативные тенденции, страховые компании активно проводят цифровизацию, предлагают клиентам современные форматы услуг.
- В стандартные программы с обслуживанием в поликлинике в 2023 году мы ввели сервис "Виртуальная клиника", который доступен в качестве бонуса, - рассказал "РГ" заместитель генерального директора по ДМС, исполнительный директор компании "Ингосстрах" Дмитрий Попов. - Этот сервис позволяет упростить и ускорить получение медицинской помощи. Телемедицинские консультации предоставляют застрахованному лицу информацию о необходимом обследовании еще до очного визита в клинику. Сотрудники "Виртуальной клиники" простым языком консультируют по любым медицинским вопросам. Сервис пользуется растущим спросом у застрахованных, это видно по росту числа обращений.
- В 2022 году на базе мобильного приложения "ВСК Страхование" мы запустили сервис "Цифровая клиника", - поделился заместитель генерального директора по медицинскому страхованию Страхового дома ВСК Олег Витько. - Он предоставляет помощь медицинского советника в чате или по телефону, запись на онлайн и очный прием, формирование плана обследования. Партнерами "Цифровой клиники" ВСК являются 9 тысяч медицинских центров и 2 тысячи сетевых лабораторий по всей стране. Кроме того, в едином мобильном приложении страховой компании пациент "в один клик" получает доступ не только к сервисам медицины, но и к целому спектру страховых продуктов компании "ВСК". Число обращений клиентов в "Цифровую клинику" в 2023 году в два раза превысило показатели 2022 года.
Клиенты страховых компаний стали делать выбор в сторону продуктов, делающих акцент на осознанный выбор здорового образа жизни и превентивную медицину, направленную на выявление рисков, раннюю диагностику и профилактику хронических заболеваний. Эту тенденцию отмечают многие страховщики.
- В 2021 году, когда COVID-19 начал отступать, стали популярными программы по профилактике и ведению здорового образа жизни, - отмечает Олег Витько. - Также возникла потребность в программах для сплочения коллектива. В 2022 году это программы по ментальному здоровью и психологической помощи. А в 2023 году мы стали отмечать тренды на профилактику заболеваний и самопомощь - от кризисной первой психологической помощи до ежедневной рутинной адаптации. Переработанный продукт Well-being, который собрал в себя возможность понимать и анализировать себя, свое состояние и помогать себе и окружающим, позволяет предотвратить многие психосоматические заболевания, тем самым снижая убытки по ДМС. А разработанный продукт "Светофор здоровья" вовлекает сотрудников в здоровый образ жизни с помощью различных профилактических мероприятий.
Компании уже сейчас формируют программы развития ДМС на следующий год, прежде всего совершенствуя свои сервисы и углубляя цифровизацию.
- Мы отмечаем, что многие клиенты постепенно переходят из различных каналов обращений в страховую компанию по вопросам ДМС в мобильное приложение IngoMobile, - подчеркнул Дмитрий Попов. - Это показывает, что усилия и средства, вложенные в развитие этого приложения, были потрачены не зря. Чтобы ускорить ответ на запрос клиента, применяется машинное обучение, и в результате на множество относительно простых вопросов клиенты уже получают ответы почти мгновенно, в автоматизированном режиме. В июне 2023 года в мобильное приложение IngoMobile был введен и сервис "Виртуальная клиника". В нем клиенты могут выбрать врача и удобное время для получения телемедицинских консультаций. Для этого нужно войти в мобильное приложение, открыть свой полис ДМС и выбрать опцию "Связаться с врачом". В первые недели после запуска услуги рост обращаемости в "Виртуальную клинику" вырос в 3 раза и продолжает расти.
- Практика компаний показывает, что многим клиентам уже недостаточно просто качественного ДМС, - отмечает Олег Витько. - Растет запрос на комплексную защиту, поэтому приоритетным для нас является продукт по управлению здоровьем персонала. Он объединяет в себе несколько блоков, которые смогут работать на улучшение состояния здоровья коллектива в целом и каждого сотрудника - в частности. Это позволяет провести анализ, на основании которого сформировать персональные меры оперативного реагирования, позволяющие предотвратить ухудшение здоровья рисковой категории сотрудников и достигать его улучшения.