Телемедицинские услуги в нашей стране развиваются все последние 20 лет. Сначала это были в основном сеансы видеосвязи для консультирования врачами ведущих клиник коллег из регионов.
Затем шире стали использоваться интернет-каналы - они позволяли передавать медицинские данные, результаты обследований и прочие документы, проводить консилиумы врачей из разных клиник, в том числе и зарубежных.
Сегодня сектор телемедицинских услуг быстро растет: по данным Smart Ranking, в первом квартале 2023 года выручка от телемедицинских услуг выросла в полтора раза по сравнению с предыдущим кварталом, рассказал "РГ" председатель Академического совета программы "Управление бизнесом" Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, председатель совета директоров компании "Доктор рядом" Максим Чернин. Однако эта технология все еще играет гораздо меньшую роль, чем могла бы.
Международный опыт показывает, что дистанционное оказание медицинской помощи быстрее развивалось как раз в странах с большой территорией и наличием большого числа удаленных населенных пунктов.
Федеральный закон о телемедицине вступил в действие 1 января 2018 года. Он узаконил общение врачей и пациентов в дистанционном формате, однако по закону врач не мог ставить диагноз по видеосвязи, первичный прием все равно обязательно должен был проходить очно. Тем не менее по телефону либо интернету можно было получить медицинскую консультацию: врач мог заранее собрать жалобы пациента и составить анамнез, а окончательный диагноз поставить при очной встрече с ним, и в дальнейшем корректировать лечение - тоже только очно. Онлайн-консультации проводились также в формате "врач-врач".
Рамочный закон об экспериментальном правовом режиме, который допускал введение особого регулирования в телемедицине на определенный период, вступил в силу в январе 2021 года в связи с пандемией COVID-19. В то время значительно возросла нагрузка на амбулаторно-поликлиническое звено, поэтому врачам фактически разрешили дистанционно подтверждать диагнозы пациентам с симптомами ОРВИ и COVID-19. В июле того же года были опубликованы поправки в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", позволяющие применять ЭПР в телемедицине.
И вот теперь решение перешло в реальную практику. Все рекомендации и назначения, сделанные на дистанционных сеансах, приобретают правовую силу и могут стать предметом судебных рассмотрений при возникновении конфликтных ситуаций. Использование телекоммуникаций окажется большим подспорьем для фельдшеров и начинающих врачей. Предоставив более опытному и квалифицированному специалисту анамнез, историю болезни и данные обследования пациента, они смогут получить консультацию коллеги и поставить пациенту верный диагноз.
Телемедицинские технологии используются в различных целях. Прежде всего это диалог между пациентом и врачом или между врачами в режиме реального времени. Во-вторых, это технологии записи, хранения и дальнейшей передачи данных, которые используются, если доктор в данный момент недоступен. Запись размещается на сервере, где к ней получает доступ врач-специалист.
Алгоритм ЭПР будет таким: сначала врач должен поставить пациенту диагноз на очном приеме. Повторную консультацию пациент сможет получить онлайн, при этом можно выбрать для нее другого врача из той же клиники или из ее подразделения в другом регионе. Врачи же из пилотных клиник смогут удаленно уточнять или корректировать поставленный ранее диагноз, назначать или изменять лечение, а также выписывать электронные рецепты на лекарства. В пилотном проекте также будут участвовать и телемедицинские сервисы "СберЗдоровье", "Доктор рядом" и цифровая платформа мониторинга состояния здоровья пациентов "М-Лайн", которые уже накопили большой опыт в этой сфере.
- Телемедицинские консультации, в основном, включаются в программы добровольного медицинского страхования или становятся частью экосистемных сервисов, - говорит эксперт. - Лишь отдельные клиники стараются активно встраивать телемедицину в свою систему взаимодействия с пациентами. Возможно, экспериментальный правовой режим ускорит темпы распространения телемедицинской технологии. Развиваются не только базовые телемедицинские консультации, но и комплексная проверка состояния здоровья (чекап), ассистантские медицинские услуги (помощь в подборе врача и клиники).
С помощью телемедицины пациент могут получать целый ряд медицинских сервисов:
- консультации в режиме реального времени, в том числе "второе мнение";
- запись на очный прием врачей и различные диагностические процедуры;
- получение собственных медицинских данных;
- перенаправление на исследования или к нужному "узкому" специалисту для обследования и постановки диагноза;
- получение цифрового рецепта на лекарства.
Телемедицинские сервисы также позволяют любому человеку пр желании вести контроль основных параметров своего здоровья - веса, артериального давления, пульса, а также учитывать свои физические нагрузки, составлять и контролировать рацион питания, вести его дневник и т.д. с помощью "умных" гаджетов. Причем телемедицина может предоставлять медицинские услуги практически везде, где есть интернет, у любого, даже уникального, специалиста. Пилотный эксперимент по расширению ее возможностей, несомненно, откроет пути для более широкого использования современных сервисов на благо пациентов. В случае положительных результатов пилот будет распространен на все медучреждения и станет новым важным этапом в развитии телемедицины - фактически узаконит широкое применение дистанционных технологий обследования и лечения.
Денис Швецов, генеральный директор медицинской компании "СберЗдоровье":
- "СберЗдоровье" - один из инициаторов внедрения экспериментального правового режима (ЭПР). Всего в нем участвуют 15 ведущих медицинских организаций страны.
Наша первоочередная цель - внедрять цифровые инновации в здравоохранение, поэтому участие в ЭПР для нас принципиально важно. Мы будем применять все возможности ЭПР, но наиболее массовыми для нас будут те, что касаются назначений, корректировки лечения и дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента, а также расширения способов идентификации пациентов в сервисе. Кроме использования "Госуслуг", пациентов можно будет идентифицировать с помощью банковских приложений, а также данных, полученных от операторов сотовой связи. Помимо этого, ЭПР подтверждает возможность оформления согласий пациентов на медицинскую помощь с использованием простой электронной подписи, что упрощает для пациентов доступ к медицинским услугам.
От ЭПР мы ожидаем как увеличения пациентопотока, так и расширение числа клиник, которые будут предлагать своим пациентам возможности онлайн-консультаций, так как ЭПР прежде всего ориентирован на применение телемедицины после очных приемов. Для нас это также важно, так как мы работаем более чем с 7 тысячами клиник-партнеров по всей стране. Онлайн-консультации станут для пациентов более привлекательными - стаж врачей, участвующих в экспериментальном правовом режиме, должен составлять не менее 7 лет, поэтому пациенты будут уверены, что они попадут на консультацию к опытному специалисту.