Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев отметил, что предлагаемые изменения расширят возможности обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых, находящихся в следственных изоляторах, на юридическую защиту.
"Подготовленный пакет законопроектов предусматривает, что в следственном изоляторе свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут проводиться в режиме видео-конференц-связи. При этом в ходе таких свиданий должно обеспечиваться сохранение адвокатской тайны. Для предоставления свидания в таком формате потребуется согласие заключенного и его адвоката. Также в СИЗО должны быть соответствующие технические возможности", - рассказал Владимир Груздев.
Он напомнил, что в период пандемии в СИЗО вводился режим особых условий, который осложнял реализацию права подозреваемых и обвиняемых на оказание юридической помощи.
"Предполагается, что в целях организации свиданий на территории следственных изоляторов будут оборудоваться отдельные кабинеты для защитников и для заключенных. Указанные помещения будут соединены двусторонней видеосвязью, позволяющей обеспечить конфиденциальность проведения переговоров. Порядок предоставления видеосвиданий арестованных с защитниками будет определяться постановлением правительства страны", - пояснил Владимир Груздев.
В свою очередь заместитель председателя Комиссии Федеральной палаты адвокатов РФ по защите прав адвокатов Нвер Гаспарян обратил внимание, что проект, предусматривая возможность общения адвоката с подзащитным арестантом посредством видео-конференц-связи, не раскрывает, может ли адвокат при этом находиться дома либо в своем адвокатском образовании.
"Смысл проекта в том, что это не будет свидание защитника с доверителем лицом к лицу, - говорит Нвер Гаспарян. - Если предполагается общение адвоката из соседнего кабинета в самом СИЗО, то это не только не решит проблему очередей, но наоборот ее усугубит. Значительно проще увеличить количество кабинетов и штат выводящих сотрудников, чем приобретать недешевое оборудование и обустраивать новые кабины для переговоров". Если же, продолжает он, предусматривается возможность нахождения адвоката вне учреждения, то достаточно острая проблема очередей отчасти будет решена.
"Вместе с тем такой формат общения не должен стать правилом, поскольку конфиденциальности и сохранению адвокатской тайны в большей степени способствует именно непосредственное общение защитника и подзащитного, - полагает Нвер Гаспарян. - К достоинству законопроекта стоит отнести то, что обвиняемый и его защитник сами решат, общаться им по видео либо нет". Опыт проведения видеосвиданий имелся в ряде регионов. Адвокаты подключались из своих кабинетов.