21.09.2023 17:20
    Поделиться

    Автономность и "мозги": эксперты рассказали, чего не хватает беспилотникам

    В настоящее время беспилотники задействованы в медицине, поиске людей и логистике, но ограничены экспериментальным форматом. Для полной интеграции в общество дроны должны быть автономны и иметь искусственный интеллект (ИИ) на борту, считают в отрасли. Тогда, например, дронов можно будет на постоянной основе использовать для доставки товаров.

    Директор по проектной деятельности НТИ АНО "Платформа НТИ" Александр Мальков рассказал "РГ" о ходе развития беспилотной отрасли в России.

    "Сейчас мы изучаем сферу - нам важно получить как можно больше примеров бизнес-кейсов, в которых дроны помогают решать те или иные жизненные задачи. Только после получения достаточного опыта можно построить приносящую прибыль отрасль. На первом этапе, безусловно, государство должно поддерживать сферу, поэтому был создан соответствующий нацпроект", - отмечает Александр Мальков.

    "Беспилотники, которые сейчас используются - это, по сути, первые ласточки. Скоро их количество будет исчисляться сотнями тысяч и даже миллионами, они будут эксплуатироваться для решения разных задач, - рассказывает директор центра развития технологических конкурсов НТИ Up Great Юрий Молодых. - Чтобы беспилотники могли достигать любой поставленной цели, они должны быть автономны и иметь ИИ на борту".

    Он уточнил, что автономность заключается в способности подняться в воздух и пролететь определенное расстояние. Ее можно достичь с помощью энергетики, поставив на дрон батарейку побольше, а также с помощью других инженерных решений. Например, самолетная схема беспилотника гораздо более энергоэффективна - такой аппарат может летать дальше, тратя меньше энергии на километр дистанции. Сейчас на большинстве рынков используются чаще всего дроны мультироторного типа, которые имеют по четыре, шесть, восемь, иногда и больше винтов, за счет которых они летят. Пока что это удобно, но в долгосрочной перспективе все будут переходить к другим аэродинамическим схемам. В первую очередь, скорее всего, будет актуален самолет с вертикальным взлетом. Подниматься он будет как квадрокоптер - на четырех винтах, а при наборе достаточной высоты переходить на горизонтальный полет, используя встроенные, как у самолёта, крылья. Такие беспилотники могут работать на электричестве и бензине, а в перспективе и на альтернативных источниках энергии, например на водороде.

    Искусственный интеллект на борту будет помогать беспилотнику держать маршрут, "видеть" происходящее вокруг и выполнять любые задачи. Ориентироваться в пространстве ИИ сможет с помощью прослушивания радиоканала и использования фотовидеокамеры для просмотра местности внизу: акселерометров, гироскопов и других сенсоров. ИИ также поможет дронам расходиться с другими участниками воздушного движения в небе.

    "Пока основная часть рынка беспилотников задействована в задачах, при которых нужно выполнять аэрофотосъёмку, например, в геодезии. Однако уже сейчас мы приходим к более сложному применению дронов. Это стало возможным благодаря развитию технологий, в том числе - проведению технологических конкурсов с беспилотниками, где с помощью специалистов по компьютерному зрению и Data Science мы собираем дронам "мозги" под конкретные задачи", - рассказал Юрий Молодых.

    Сейчас соревнования с запуском дронов проводятся в области медицины, логистики и поиска людей. Технология с применением компьютерного зрения и Data Science была представлена на конкурсе НТИ Up Great "Экстренный поиск", где команды с помощью беспилотников и нейросетей искали людей в природной среде. В ходе соревнований был сформирован крупнейший в России открытый датасет - набор данных, снимков с беспилотников, размеченный экспертами по поиску, на котором участники конкурса учили свои нейросети. Мероприятие было организовано и проведено силами Фонда НТИ, Московского физико-технического института (МФТИ) и добровольческого поисково-спасательного отряда "ЛизаАлерт".

    Поделиться