Еще несколько лет назад Сочи даже летом оставался на обочине культурной жизни. Но в последнее время он на глазах меняет приоритеты и репутацию. Теперь круглый год там можно увидеть афиши выдающихся мастеров искусства, на глазах формируется фестивальная эстафета, захватывающая все времена года, возникают новые площадки для представлений. До респектабельности таких миниатюрных культурных столиц, как швейцарский Вербье, французский Кольмар или американский Оранж Каунти, пока далеко, но амбиции Сочи и его молодая энергия вполне способны сделать его таким же оазисом искусства в регионе.
Одним из самых заметных событий нынешнего курортного сезона стал фестиваль "Роза Хутор. Классика". Он заявил о себе в прошлом году как Сочинский фестиваль классической музыки, а в нынешнем утвердился в стремлении стать ежегодной точкой притяжения туристов и местных жителей. Балет, симфоническая и литургическая музыка, камерные концерты, опера - мало какой фестиваль может похвастаться таким разнообразием жанров. Его представления на десять дней захватили разные концертные площадки и даже высоты горного кластера Сочи.
В этом году фестиваль стартовал двумя показами проекта Сергея Полунина "Мастер и Маргарита", которые привлекли и встречей с любимыми литературными героями Булгакова, и участием представителей разных театров.
С ним эффектно контрастировали камерные вечера фестиваля. Они были сфокусированы на творчестве композитора Сергея Рахманинова, 150-летие со дня рождения которого отмечает мир. Дважды на Ратушной площади, под открытым небом, прозвучали программы романсов, там же были исполнены "Всенощное бдение" и Вторая симфония композитора. Это не та музыка, которую обычно выбирают для общедоступных концертов.
Алексей Асланов, совмещающий позиции руководителя Сочинского симфонического оркестра и фестиваля "Роза Хутор. Классика", заявляет: "Мы не хотим делать простые вещи, подстраиваясь под зрителя, мы хотим, чтобы зритель тянулся вместе с нами к великому искусству". При этом вход на концерты был свободным, и каждый вечер перед мобильной сценой собирались не только утонченные ценители прекрасного, но и случайные прохожие, привлеченные звуками музыки, часто с детьми, которые здесь же устраивали альтернативные выступления: с танцами и песнями под звучащую музыку, искренность которых прекрасно соответствовала духу Рахманинова.
Кульминацией фестиваля стала постановка оперы Пуччини "Турандот" на открытой сцене парка "Лайзо" на высоте 1050 метров над уровнем моря. Исполнение этого титанического произведения, требующего гигантских хора и оркестра, - само по себе событие, тем более при отсутствии стационарного оперного театра с его постановочной мощью. Но для организаторов нового фестиваля принципиально важно воспитывать публику на величайших образцах академического искусства, причем представлять не апробированные и адаптированные чужие версии, а созданные собственными усилиями.
В Сочи пока нет условий для постройки декораций и пошива костюмов оперного спектакля, поэтому изготавливать их пришлось в Петербурге. Оттуда же выписали творческое подкрепление - благодаря тому, что Алексей Асланов, идейный мотор фестиваля, имеет петербургские корни и продолжает работать дирижером-стажером Мариинского театра. Собственную режиссерскую версию "Турандот", лишенную сказочного безоблачного финала, предложил его коллега по Мариинскому театру Илья Устьянцев. В главных партиях также выступили представители этого коллектива - Евгения Муравьева (Турандот), Сергей Скороходов (Калаф), Анна Денисова (Лиу), Юрий Воробьев (Тимур). Но в первый вечер заглавную партию отдали выпускнице Новосибирской консерватории Надежде Гончарук, для которой это стало оперным дебютом. Чтобы добиться его, она прошла сложный многоступенчатый кастинг.
"В оперных театрах сложно представить, что половина исполнителей - неопытные певцы, студенты или выпускники консерваторий, - отмечает Асланов. - У нас одно из немногих мест в стране, где начинающие артисты могут получить опыт работы рядом с мировыми звездами". И хотя сама постановка выглядела режиссерски не до конца продуманной, а неискушенным зрителям явно не хватало напечатанного либретто и субтитров ("Турандот" исполнялась на итальянском языке, как принято во всем мире), но страстные порывы Пуччини среди горных вершин под сиянием Луны - незабываемый художественный опыт.
В финальный день фестиваля он был обогащен выступлением композитора и дирижера из Бахрейна Вахида Альхана, который как прелюдию к "Турандот" представил собственную музыку. "Это событие является мостом толерантности и мира, индикатором перспектив двусторонних отношений не только между Королевством Бахрейн и Российской Федерацией, но и между Россией и странами Персидского залива в целом, - отметил композитор. - Музыка - это универсальный язык, который способен передавать чувства и переживания и найти почву согласия, а не разногласий между людьми".
"Мы выбрали такой формат фестиваля, который не просто воплотить и технически, и организационно, - признает его худрук. - Но за те несколько лет, что я живу в Сочи, я вижу, как стремительно он развивается и превращается в настоящий город, одна из потребностей которого - полноценная культурная жизнь. Наша фестивальная команда молода, мы экспериментируем, пробуем и стремимся сделать такой фестиваль, у которого есть зарубежные аналоги, но пока нет российского. Мы хотим, чтобы Сочи стал центром культурного притяжения и начал ассоциироваться с академическим искусством".
Фестиваль "Роза Хутор. Классика" прошел в Сочи при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.