- Продолжаем работу по системному развитию общественного транспорта в регионе. И одна из важнейших задач - его обновление в столице Южного Урала. В новой партии - два автобуса сверхбольшого класса. Такие уже ходят по самому загруженному маршруту № 64 и, по отзывам жителей и транспортников, максимально эффективно решают свою задачу. Поэтому принято решение закупить больше таких машин: в течение ближайших четырех месяцев в город придут еще 10 "гармошек". И далее часть наших маршрутов мы также планируем переводить на сверхбольшой класс, - поделился планами губернатор Алексей Текслер.
У транспортной реформы, начатой властями несколько лет назад, прагматичная цель - часть владельцев личных авто пересадить на общественный транспорт, снизив тем самым нагрузку на дорожную сеть, освободив ее от "лишних" машин. Но пересадку стремятся сделать добровольной - за нее люди должны в своих муниципалитетах "проголосовать ногами", а для этого нужно, чтобы преодолевать километры на общественных колесах им было проще и дешевле, чем на личных автомобилях.
На это и нацелена реформа, задуманная как системный процесс. Она предполагает и инфраструктурные перемены: развитие дорожной сети, новую разметку, предусматривающую "выделенки" для общественного транспорта, ускоряющие его движение. Однако без замены самой техники глобальной перестройки не получится: "колеблющиеся" пассажиры не пересядут из легковушек в ветхие, разваливающиеся автобусы. Поэтому реформаторы сделали ставку на активное обновление подвижного состава, которое продолжается. Благодаря участию в нацпроекте Челябинск в прошлом году получил 16 автобусов для маршрута № 15, связывающего Металлургический район с Южно-Уральским госуниверситетом и главным зеленым оазисом мегаполиса - парком Гагарина. В нынешнем сезоне речь идет об опережающей поставке 25 автобусов, предназначающихся для маршрута № 483 - от поселка Старокамышинска до центра города. Как ожидается, они выйдут на линию в январе. В 2024-м автобусный парк пополнят еще 25 машин для маршрута № 123, соединяющего южноуральскую столицу с Копейском, ее городом-спутником.
Автобусы, поступающие по нацпроекту БКД, приобретаются в лизинг. Часть лизинговых платежей оплачивает государство. Как поясняют в областном правительстве, в результате реформы маршруты становятся регулируемыми, на них четко выдерживается график движения, действует стандарт качества перевозок. И такой порядок распространяется на всю территорию области.
- В Магнитогорске в нынешнем году мы организовали дополнительный автобусный маршрут "Вокзал" - "Зеленый лог". На прямой линии жители обратились с таким вопросом, и мы решили закупить автобусы для этого маршрута. Опыт оказался удачным: получили положительные отзывы из Магнитогорска и приняли решение приобрести еще 13 автобусов до конца года. И на 2024-й по Магнитке тоже большие планы. Минтранс и администрация города продолжат перевод маршрутов на регулируемый тариф, и эту работу мы будем проводить повсеместно, планомерно избавляться от маршруток. Опыт Челябинска показывает: такие шаги сегодня востребованы, - говорит Алексей Текслер.
В Магнитогорск в 2023-м уже поступило 13 автобусов. Также четыре закупили для Увельского района, два - для Уйского. Кроме того, в этом году 22 муниципалитета Южного Урала получат 131 новую машину.
- Идет масштабное обновление по всему региону. Мы переводим всю сеть маршрутов на регулируемые тарифы, благодаря чему автобусы, выходящие из строя, будут своевременно заменяться. Система общественного транспорта в Челябинской области станет цивилизованной и современной, - уверен губернатор.
В августе этого года на заседании президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта, проведенном главой государства, говорилось о необходимости обеспечить ежегодное снижение среднего возраста парка, который, по данным Минтранса РФ, сегодня близок к предельному. Для автобусов это восемь лет при сроке службы от семи до десяти. Поэтому, как было особо подчеркнуто, общественный транспорт должен не ветшать, а молодеть. Для этого до 2030 года в стране необходимо заменить 65 тысяч автобусов, 5100 троллейбусов, 4200 трамваев.
В рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" с 2020 по 2022 год в городские агломерации было поставлено 1529 транспортных средств, сообщил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин, подчеркнув, что такая практика будет продолжена: в результате развития общественного транспорта не только повышается качество жизни на территориях, но и предприятия автомобиле- и машиностроения загружаются дополнительными заказами, создаются новые рабочие места.
Челябинск стартовал с модернизацией транспорта в 2019 году, и с того времени для нужд миллионника было приобретено около 300 автобусов, работающих на экологичном газовом топливе. До конца же 2025-го в области собираются закупить еще 200 машин, но уже средней вместимости, которые станут хорошей альтернативой маловместительным маршруткам.