Один из способов укрепления культуры ответственного потребления заключается в создании строгих нормативных правил и регулировании продаж алкогольной продукции (контроль за возрастными ограничениями, обязательная маркировка и т.д.). Не менее значимую роль играет популяризация основ безопасного и ответственного употребления алкогольных напитков. Однако сегодня на российском рынке сложилась парадоксальная ситуация.
Ответственные чиновники признают существование проблемы - алкоголизация населения угрожает национальной безопасности. "Алкоголизация населения - это проблема, которую нужно решать", - заявил министр здравоохранения России Михаил Мурашко, комментируя недавние смертельные случаи отравления суррогатным сидром. Министр констатировал, что России удалось преодолеть моду на алкогольный разгул и существенно снизить потребление алкоголя.
При этом значительный объем продаж алкогольной продукции сегодня осуществляется в Сети бесконтрольно - без проверки возраста покупателей, без уплаты налогов, без проверки товара на контрафакт. Таким образом, де-юре - интернет-продажи в стране запрещены, де-факто - все больше россиян используют этот канал для покупок.
Чиновники на самом высоком уровне неоднократно обращали внимание на проблему, подчеркивая, что в борьбе с алкоголизмом не лучший способ запреты. Об этом говорят и данные исследования "Дистанционная торговля алкогольной продукцией и ее влияние на рынок электронной коммерции" Центра развития потребительского рынка Московской школы управления "Сколково", согласно которым в большинстве стран с действующим запретом на онлайн-продажи крепкой алкогольной продукции за последние 10 лет произошло существенное увеличение смертей от алкогольных психозов.
Показатели в мусульманских странах с наиболее строгими ограничениями и фактически запретами на потребление спиртного значительно выше, чем в среднем по миру. За 10 лет смертность от алкогольных психозов выросла на 69% в Кувейте, на 46% - в Саудовской Аравии, на 42% - в Катаре, на 39% - в Турции. Тем не менее эксперты отмечают отсутствие связи между действующим запретом на онлайн-продажи и тяжелыми алкоголь-ассоциированными последствиями.
Продажа алкогольных напитков через интернет разрешена более чем в 60 странах мира, включая развитые, а также в ряде азиатских стран. В их числе государства с жесткой антиалкогольной политикой. Некоторым странам удается совмещать несколько подходов. Например, в Малайзии разрешена доставка алкоголя лицам старше 21 года и не мусульманам, несмотря на то что ислам имеет в стране статус государственной религии.
За последние 10 лет по меньшей мере более чем 18 стран сняли запреты на электронную торговлю спиртным, в частности, Китай, Мексика, Колумбия, Эквадор, Греция, Болгария. Самым большим рынком интернет-торговли алкоголем считается Китай. Наибольший уровень проникновения алкогольной продукции в онлайн-каналы продаж в среднем по миру у винодельческой продукции - 4,4%, против 2,6% у крепких напитков и 1,9% у пивоваренной продукции. Согласно исследованию "Сколково", ни в одной из стран мира интернет не стал доминирующим каналом покупки алкоголя, перераспределив в свою пользу лишь незначительную часть оборота.
Следует отметить, что в целом канал онлайн-продаж алкоголя не оказывает какого-либо значимого влияния на общий уровень потребления алкоголя из-за небольшой доли рынка в среднем по миру. Таким образом, интернет-продажи спиртного рассматриваются исключительно как альтернативный канал сбыта, отвечающий современному образу жизни в рамках цифровой экономики.
Всемирная организация здравоохранения не рассматривает интернет-торговлю спиртными напитками в качестве фактора повышения доступности алкогольной продукции. Ключевой проблемой, беспокоящей медицинское сообщество в части онлайн-продаж, является продажа несовершеннолетним и нетрезвым людям. Несмотря на в целом схожие нормативно-правовые подходы к регулированию интернет-торговли, можно выделить два существующих стандарта в области онлайн-продаж алкогольной продукции, так как практически все страны мира сталкиваются с рядом одинаковых проблем.
В Австралии, например, действует национальный Кодекс поведения при продаже и доставке алкоголя через интернет, подписанный компаниями, занимающими 80% всех интернет-продаж в стране. Он детально описывает алгоритм осуществления сделки и требования по идентификации возраста покупателя, доставка невозможна, если покупатель пьян. А также вводит обязательное назначение "контролирующего менеджера", в обязанности которого входит контроль потенциально рискованных или подозрительных транзакций и подозрительных клиентов, отключение покупателей от системы онлайн-заказов. Кроме того, кодекс запрещает доставку в "сухие и черные зоны" - ими являются как специально отведенные места образовательного типа, где запрещена продажа, так и целые районы. Отдельно в документе прописаны требования к обучению курьеров и действия при возникновении нештатных ситуаций при доставке.
В 2021 году Международный альянс ответственного потребления алкоголя совместно с ведущими мировыми производителями спиртных напитков создали "Мировые стандарты продажи и доставки алкоголя через интернет". Документ подготовлен в соответствии с более широкими целями Политической декларации ООН по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними на основе австралийского опыта.
Одним из центральных тезисов Стандарта является то, что электронная коммерция - это прямой канал для предоставления потребителям информации о влиянии употребления алкоголя. В его основе пять правил, которым должны следовать все участники рынка: проверка возраста покупателя; предотвращение доставки товара несовершеннолетним, лицам в состоянии алкогольного опьянения или в места, запрещенные законом; обучение и информирование водителей (курьеров); информирование покупателей; внедрение механизмов мониторинга. Например, информирование о вреде употребления алкогольной продукции включает в себя образовательные онлайн-ресурсы и интерактивные карты, национальные рекомендации по употреблению алкоголя. А одна из служб доставки использует решение на базе ИИ, которое автоматически приостанавливает возможность совершать покупки клиентам с рискованным поведением. Алгоритм анализирует количество заказанных напитков, частоту покупки в течение короткого периода времени и использует эти и другие данные для выявления сильно пьющих людей.
Бесспорно в борьбу с проблемой вредного потребления алкоголя должны активно вовлекаться гражданское общество и экономические субъекты. Опрошенные в ходе исследования эксперты отметили, что с развитием цифровой экономики и расширением пользовательского опыта в сфере электронной коммерции интернет становится, в частности, важным инструментом для продвижения принципов ответственного и контролируемого потребления продуктов питания (в т.ч. алкоголя). В таком случае национальные системы здравоохранения могут использовать такой канал взаимодействия с потребителями для информирования населения о вреде чрезмерного употребления в том числе алкогольной продукции.
Опрошенные эксперты считают, что мировой опыт показывает - регулирование онлайн-продаж алкоголя может способствовать улучшению контроля над рынком, обеспечивать более надежное выполнение законов о продаже алкоголя и содействовать формированию более ответственной потребительской культуры. Путем адаптации передовых практик и нормативных решений можно снизить риски незаконных продаж, повысить качество алкогольных продуктов.