Шестиклассником он гулял по площади и увидел, как компания парней прыгает на велосипедах. В тот же день стал выпрашивать такой велосипед у родителей. Они пообещали купить с условием, что Илья окончит четверть без троек. Сегодня Чеканов среди велоэкстремалов уже считается ветераном. Тем не менее в августе он занял третье место среди профессионалов на соревнованиях "Экстремальная черта".
Я познакомился с местной компанией беймеров. Потом мы собрали свою команду "НЖМ" - снимали видео с трюками, выкладывали в Сеть, стали узнаваемыми. В то время в России таких команд было немного. Мы входили в топ-3 по стране. Всему учились по видео - просто бесконечная череда проб и ошибок.
Мы тренировались на колясочном спуске у "Космоса". Многие не понимали, как у нас получалось выполнять такие сложные элементы без обустроенного места. Не было ведь даже нормального вылета для прыжков. Но мы не останавливались, путешествовали по городам, участвовали в разных соревнованиях, знакомились с другими bmx-райдерами. Сейчас многие разъехались, кто то перестал кататься из за травм.
У меня тоже был перерыв в несколько лет. Увлекся другими видами спорта, сходил в армию, встретил жену… А потом снова собрал велосипед! И катался до тех пор, пока не травмировался: в прошлом году на День молодежи вывихнул плечо и почти год восстанавливался. Недавно только решил готовиться к соревнованиям, разучивать новые трюки.
К "Экстремальной черте" научился делать заднее сальто на велике. Это был гвоздь программы, я выполнил его с первого раза. Ошибся в самом конце в более простом элементе, хотя был нацелен на победу.
В первую очередь оценивается, использует ли райдер все зоны парка: скольжение по перилам, балансировка, разнообразие элементов, вылеты, фигуры… Райдер должен быть многогранным. Второй момент - это сложность трюков (есть базовые, комбинированные). Также оценивается стиль катания: человек может делать все неуверенно, криво, с "допрыжками" либо наоборот - слишком резко и зажато. За это все списываются или прибавляются баллы.
Новичкам советую не торопиться. Для начала нужно просто овладеть велосипедом, поездить, привыкнуть к нему, чтобы обрести уверенность и контроль. И только потом браться за трюки. Я через многое прошёл: вывихи, ушибы, выбитые и сломанные пальцы, переломы рук и ног, сотрясения мозга… Зашивали и руки, и лицо.
Полностью избежать травм нереально, но лучше их минимизировать. Поэтому еще раз: не спешить! Нельзя забывать про растяжку, про суставную разминку. Это повышает качество раскатки. Чем лучше натренированы мышцы, чем больше сила, тем чище получится выдавать многие элементы. Ну и помним, что металл устает. Очень опасно что то вовремя не заменить в байке. Бывали случаи, когда руль в руках оставался.
Мой первый велик рассыпался за первый год, он был не очень качественный. Но вообще у нас нет привычки менять байк целиком, скорее, какие то детали: раму, колесо, педали, грипсы… У меня есть и старые детали, которым уже 12 лет.
Сейчас я не делаю трюки с большими высотами. Врачи с моей травмой запрещают это. Здоровье важнее. Я не гонюсь за спонсорами - просто делаю то, в чем уверен. Сейчас мне больше нравится помогать новому поколению, чтобы они осваивали технику быстрее, чем мы десять лет назад.
BMX для меня - больше, чем спорт. Это образ жизни. Я получаю удовольствие от катания, от изучения новых трюков, от общения с ребятами. Это позволяет мне чувствовать свободу, быть вне рамок и границ. Что то придумал, постарался, потом у тебя это получилось - невероятные эмоции!
Людмила Матрёнина