Третьяковская галерея покажет шедевры Пермской государственной художественной галереи

Выставка "От иконы к авангарду", которая открывается на следующей неделе в Новой Третьяковке, приурочена к двум юбилеям: трехсотлетию Перми и столетию Пермской государственной художественной галереи, которое музей отмечал в 2022 году.

Пермская деревянная скульптура, или "пермские боги", как и коллекция золотого шитья XVII века, которое заказывали Строгановы, - первое, что вспоминают, когда речь заходит о Пермской художественной галерее. Благодаря экспедициям просветителей, коллекционеров, настоящих музейщиков Николая Николаевича Серебренникова и Александра Константиновича Сыропятова, музей сразу формировался как хранитель уникального собрания религиозной деревянной скульптуры.

За три года, начиная с 1923-го, музей организовал шесть экспедиций, в которых участвовал и Игорь Грабарь. В итоге было спасено около 400 произведений. Мировую известность приобрел шедевр неизвестного мастера XVIII века "Христос в темнице". Но в 1920-е годы до мировой известности шедевров пермской деревянной скульптуры было очень далеко. Приходилось доказывать уникальность и ценность художественного наследия Прикамья даже внутри страны.

Для юбилейной выставки в Москву из Перми приедут около 80 работ

На выставке, которую Пермская художественная галерея открывает в Третьяковской галерее, можно будет увидеть и коллекцию скульптуры, и лицевое шитье и иконы XVII века, заказанные Строгановыми. Любопытно, что из четырех икон на выставке, - три произведения мастеров Оружейной палаты. Две иконы - от мастера Семена Хромого (среди пяти икон его кисти - четыре в Пермской галерее) и от Ильи Филиппова ("Троица Ветхозаветная" - вообще единственная дошедшая до нас икона его письма). "Именитые люди" Строгановы соперничали с московскими толстосумами. То, что среди иконописцев, которым они заказывали работы, были мастера царской Оружейной палаты, о многом говорит.

Но и в ХХ веке Пермь осталась культурной столицей Урала, пусть и соперничающей с промышленным советским Свердловском (сейчас Екатеринбург). Достаточно сказать, что Сергей Павлович Дягилев, превративший Ballets Russes в мировой бренд, родом из Перми. И как раз Пермская художественная галерея была первым нашим музеем, посвятившим в 1987 году выставку Дягилеву.

Разумеется, Дягилевское наследие было не единственным, которое привлекало внимание профи Пермской художественной галереи в ХХ веке. Каким чудом в музее сложилась замечательная коллекция авангарда начала века, где есть футуристы Василий Каменский, Давид Бурлюк, Виктор Пальмов, и кубист Аристарх Лентулов, и супрематисты Иван Клюн и Любовь Попова, и конструктивист Александр Родченко, и "остовец" Александр Дейнека, отдельный разговор. Но лучшие работы этих авторов из коллекции Пермской художественной галереи можно будет увидеть в Третьяковской галерее.

То, что Пермская государственная художественная галерея - местный музей неместного значения, мягко акцентирует и название выставки "От иконы к авангарду". Нетрудно заметить, что оно выглядит как парафраз названия легендарной выставки Третьяковской галереи в Музеях Ватикана в 2018 году "Русский путь. От Дионисия до Малевича".

Но основой той выставки были, в основном, шедевры Третьяковской галереи. Нынешняя выставка представит произведения исключительно Пермской государственной художественной галереи. Для юбилейной выставки музей был щедр: в Москву из Перми приедут около 80 работ.

Выставка будет в Москве с 27 сентября до 25 февраля, но это не повод откладывать встречу с "пермскими богами" до зимы.