Главному редактору "Труда" Валерию Симонову исполнилось 70

Мы знакомы почти полвека. В первый раз пожали друг другу руки в Забайкалье, где Валерий возглавлял читинскую молодежную газету. Потом у каждого из нас были и "Комсомольская правда", и "Труд". Но в разное время. Тем не менее, не будучи его сослуживцем, я всегда полагал, что достаточно хорошо его знаю. Интересно, что подумают в его нынешнем коллективе, когда прочитают эти строки. Согласятся ли со мной?
Юрий Лепский

Главный редактор, как я полагаю, это всегда отношения с властью и отношение к власти. Симонов никогда не был диссидентом (иначе как бы он стал главным). Но его профессия не стала для него только костюмом: на работе и в высоких кабинетах - он свой, в общепринятом прикиде, а дома и в кругу друзей - он другой (офисный костюмчик висит в платяном шкафу до следующего выхода к своим). Так вот, он никогда не был своим среди чужих. Прохладный цинизм - нередкое состояние бессовестных людей в околовластных структурах, позволяющее выгодно выживать. Он не выживает, он живет. И, как живой человек, искренне гордится тем, чем можно гордиться в своем Отечестве, как человеку совестливому - ему больно, когда больно стране. Поскольку он умен, то ему дано понять, что Родина, как и он сам, может болеть. Однако, в отличие от некоторых соотечественников, он понимает, что в таких случаях надо бороться не с Родиной, а с болезнью. Это труднее, поскольку требует мудрости и сострадания.

С его разрешения я расскажу вам одну историю. Одиннадцатого сентября семьдесят третьего года он - студент на уборке картошки в прибайкальском колхозе - глубоким вечером возвращался домой. И вот на обычной деревенской завалинке он вдруг обнаружил плачущую девушку. Подошел, спросил, почему она плачет. И услышал в ответ: она узнала, что в Чили погиб Сальвадор Альенде. Симонов был потрясен. Он успокаивал ее как мог. С тех пор и по сей день они вместе. Таня - его жена.

Однажды он спросил: существует ли фильм, который повлиял на мою жизнь? Я ответил и задал ему тот же вопрос. Его любимым фильмом оказалась лента Эльёра Ишмухамедова "Влюбленные" с Анастасией Вертинской и Родионом Нахапетовым. Светлое, чистое, замечательное кино. Как пел Высоцкий: "Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья".

Влюбленный человек не может ни соврать, ни предать. Поэтому для Симонова homo sapiens и homo amor - человек разумный и человек любящий - одно и то же.

Так чудесным образом случилось, что у нас с ним одни и те же любимые места. И в мире, и в стране. И это тоже позволяет нам лучше понимать друг друга. Вот он с Таней на лавочке в Пушкинском Тригорском.

Между прочим, он пишет стихи. Хорошие.