Иван Васильевич, о шеринговой экономике слышим все чаще. Все же что это такое?
Иван Лобанов: Шеринговая экономика, также известная как "экономика совместного пользования", - это привлекательная альтернатива владению непотребляемыми активами, например, транспортными средствами. Она обеспечивает возможность доступа к ним лишь по потребности. Это позволяет снизить объем капиталовложений, поскольку нет необходимости покупать такие активы, как и снизить расходы, связанные с обладанием ими. С другой стороны, для обладателя таких активов шеринг-экономика дает возможность дополнительного заработка, предоставляя к ним доступ и другим людям, компаниям.
Что отличает шеринг-экономику, например, от проката, аренды?
Иван Лобанов: В первую очередь сетевой характер взаимодействия между владельцами актива и пользователями. Обычно оно опосредованно цифровой платформой, которая в режиме реального времени позволяет одним получить во временное пользование чужие, временно свободные активы, а другим - на этом заработать. Второе важное отличие - бизнес-модель, которая лежит в основе шеринга. С экономической точки зрения изначально он представляет собой способ "дозагрузки" избыточных мощностей, которые приобретались не для сдачи в аренду. Чтобы это произошло, обладатели избыточной мощности и пользователи должны как-то найти друг друга. В этом им должны помочь цифровые платформы, связывающие экономическое пространство.
Какова доля шеринговой экономики сейчас в общей экономике России?
Иван Лобанов: Количественные и стоимостные параметры рынка шеринга в России пока не оцениваются органами статистики. В том числе и потому, что он, во-первых, распылен между различными сферами, такими как "транспорт", "недвижимость" и т.д. Во-вторых, трудно отделим в плане статистики от рынка проката и краткосрочной аренды, от гостиничного бизнеса. Тем не менее экспертные оценки и результаты отдельных исследований констатировали на 2020 год объем российского рынка на уровне одного триллиона рублей со значительным потенциалом роста. Но эта величина требует уточнения.
Тут речь идет о совокупном обороте в таких сегментах, как "каршеринг", "карпулинг" (ищут попутчиков), "шеринг средств индивидуальной мобильности", "временный наем работников", "коворкинг", "коливинг" (снимают одну квартиру втроем), "шеринг жилья" (живут сами и сдают свободную комнату) и "продажа бывших в употреблении вещей на вторичном рынке". Последний случай с экономической точки зрения называют шерингом неправильно, так как здесь не задействуется избыточная мощность актива, да и покупатель становится собственником имущества. При этом не учитывается шеринг вычислительных мощностей и хранилищ данных. Налицо проблема отсутствия четкого критерия разграничения для надежного статистического наблюдения.
Но нужно также учитывать косвенные эффекты, скажем, объем инвестиций, например, в автопарк для каршеринга. Можно лишь констатировать, что объем рынка растет, и дожидаться выработки четких критериев статистического наблюдения, как это уже сделано в ряде стран мира.
Вы сказали, что шеринг растет. Какие сферы он захватывает?
Иван Лобанов: У многих шеринг ассоциируется с прокатом автомобилей, которые можно использовать для любых целей, в том числе и для предпринимательской деятельности. В ту же категорию попадают средства индивидуальной мобильности. Это закономерно, так как именно в этих сферах шеринг получил наибольшее распространение по всему миру. Шеринг как бизнес достаточно давно закрепился в сфере IT, где пользователи могут воспользоваться чужими вычислительными мощностями или хранилищами данных. По сравнению с транспортом сфера IT имеет гораздо больше кейсов "истинного" шеринга, когда компании дают доступ к своим вычислительным мощностям или хранилищам, которые временно недозагружены, но не планировались как арендный бизнес. Еще одна сфера - коммерческая недвижимость. Частным случаем шеринга здесь можно назвать коворкинги и коливинги.
В последнее время активно разрабатываются платформы для организации взаимодействия между обладателями промышленного оборудования и потенциальными пользователями. Если у предпринимателя есть необходимые ресурсы и компетенции, но нет лишь оборудования, то подряд будет менее целесообразен, чем шеринг. Можно выделить массу частных случаев шеринга, общим знаменателем которых будет временная потребность в оборудовании: обучение или повышение квалификации рабочих, выбор оборудования для модернизации, краткосрочный скачок спроса, временное выбытие из строя имеющегося оборудования и т.п.
Действительно ли молодое поколение больше склонно к участию в шеринговой экономике? Если да, то почему так?
Иван Лобанов: Молодежь в большей степени склонна к использованию благ экономики распределенного пользования. Одна из причин - более высокая степень открытости молодежи технологическим нововведениям.
Вторая причина экономическая и связана с такой категорией, как "невозвратные издержки": самокатами многие просто не пользуются, а автомобиль у них есть во владении, потому им нет нужды пользоваться шерингом. Тот же принцип применим и к недвижимости. То есть, инвестировав однажды в дорогостоящий материальный актив длительного пользования, человек экономически имеет меньше мотивов участвовать в шеринге на стороне пользователя. Напротив, молодые люди получают привлекательную альтернативу дорогостоящей покупке и рационально пересматривают свое отношение к расходам, связанным с владением такими активами.
Можно сказать, что одним из побудительных мотивов использовать или не использовать шеринг является имущественное неравенство в пользу старшего поколения. Разумеется, в определенной степени оно естественное. Но к неравенству часто апеллируют критики такой экономической модели. С распространением шеринга действительно углубляется имущественное неравенство: одни сознательно не приобретают имущество в собственность, тем самым формально поддерживая неравенство, другие - концентрируют у себя еще больше имущества, чтобы давать его за плату в пользование первым - неравенство усугубляется. С другой стороны, доступность материальных благ увеличивается. Ты не можешь позволить себе купить автомобиль в собственность, но при этом имеешь его в доступе. Таким образом, имущественное неравенство фактически сокращается.
Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли:
"Для нашей сферы интернет торговли шеринг полон преимуществ. Он работает отлично во всех точках, где выдаются заказы. Это позволяет увеличить охват географии услуг e-commerce. Помимо этого, шеринг позволяет компаниям использовать партнерскую инфраструктуру, тем самым экономя средства. По всей стране сейчас насчитывается порядка трех тысяч пунктов выдачи заказа.
Шеринговой инфраструктурой могут пользоваться логисты, интернет магазины, службы доставки товаров. В каких-то случаях это специализированные пункты выдачи заказов, а где-то отделение почты или продуктовый магазин, где товар доставят на кассу. Также это может быть постомат или отделение банка.
Мы предоставляем клиенту максимальный набор локаций, а выбор всегда останется за ним самим. Это достаточно сильно увеличивает покрытие интернет торговли у нас в стране. Шеринг дает кумулятивный эффект: и ты зарабатываешь, и партнеры, и клиент в итоге выигрывает. Мы всегда между собой можем договориться. Шеринг позволяет покрыть географию всей страны полностью".
Александр Демин, председатель комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству:
"Шеринг - тенденция от которой сегодня нельзя уйти, так как это удобно и современно. Шеринг востребован среди молодых людей, которые не могут себе позволить приобрести движимое имущество в собственность, а также среди офисных работников крупных городов, где остро стоит вопрос с парковками. Но важно сохранять сам институт частной собственности и не размывать его, чем зачастую грешат крупные шеринговые корпорации. Хорошо это или плохо, пока нельзя ответить однозначно. Но безусловно это уже факт, которым не стоит пренебрегать.
В целом, понять насколько шеринговая экономика вредна или полезна для общества и экономики в целом мы сможем оценить в будущем. Сейчас этот институт набирает популярность, однако очень агрессивно, стремительно. Шеринг распространяется в различных сферах экономики, порой неожиданно даже для некоторых участников рынка.
Преимущества совместного использования собственности могут оценить те, кто по каким-то причинам не желает или не может приобрести имущество в собственность. Шеринг чаще всего использует молодежь, те, кто вырос в эпоху интернета. Хотя конечно есть исключения. В дальнейшем последствия этих тенденций могут оказаться не самыми приятными, но о них мы узнаем позже".