Время действия - 1916 год. Дачи под Санкт-Петербургом, где проводит летние дни интеллигенция - как у Чехова или в ранних фильмах Михалкова. Куоккала - финское название поселка Репино. Там было принято жить размеренной дачной жизнью, играть на рояле, пить чай и иногда шампанское, устраивать поэтические вечера. Но отчего же на декорациях к этому дачному действу бабочки черные, и пол на сцене имитирует застывшую грязь?
Первым появляется на сцене Вениамин Смехов в очках и уютном жилете, и мы узнаем, что все случившееся - его воспоминания - то, что происходило, когда он был маленьким мальчиком. Смехов делает то, что он прекрасно умеет: читает стихи. Так, спектакль начинается со стихотворения Давида Самойлова "Выезд". "Помню - папа еще молодой, Помню выезд, какие-то сборы..."
И дальше в эту дачную жизнь, которая вся ежится-кукожится в предчувствии какой-то большой грозы и беды, врывается мистическая линия. Вначале спиритический сеанс, а затем - карты Таро, с помощью которых маленький мальчик Ники (юный актер Андрей Титченко) предсказывает будущее. Сердце съеживается в комок в узнавании зрителем этого будущего, которое принес ХХ век, и невозможности ничего изменить. А еще - в проекции этого будущего на настоящее.
Можно писать об этом спектакле, отмечая игру Юлии Пересильд и Михаила Тройника, восхищаясь Вениамином Смеховым и чудесным маленьким мальчиком - интеллигентным, в очках. А какой Виталий Коваленко в роли врача! Кажется, ему стоит переиграть всех чеховских героев, и везде он будет на своем месте.
Можно пожурить молодого режиссера за нарочитое использование Вертинского и молитвы, введенные в спектакль, что совсем уж "на разрыв". То есть сделать все, как положено, по жанру рецензии. Но почему-то хочется взяться за голову и, как одна из героинь второго плана - прислуга-повариха в "Куоккале", кричать долгое и беззвучное, протяжное и глубокое, в надежде, что никто это не увидит и не услышит. Потому что, как говорится в этой постановке, люди ничего слышать не хотят.
Спектакль обязательно стоит посмотреть. Терапия этой постановки совершенно очевидна. Она "прорабатывает" травмы, нанесенные любым военным временем. После просмотра трудно уснуть и еще долго звучат в ушах бессмертные строчки Самойлова в исполнении Смехова из стихотворения "Выезд" - им и заканчивается спектакль: "...И куда-то мы едем. Куда? Ах, куда-то, зачем-то мы едем..."
Ближайшие спектакли - 25, 26, 27 сентября.
Анна Козлова известна и как автор популярных сериалов "Краткий курс счастливой жизни", "Садовое кольцо", "Медиатор", "Самка богомола", "Кеша должен умереть" и других. А сериал, поставленный режиссером Даниилом Чащиным "Райцентр", - по мнению автора этих строк, один из лучших, снятых в этом году.
Даниил Чащин, режиссер:
"При всей тяжести темы мне бы хотелось, чтобы в спектакле было ощущение нежности и света, он для меня, прежде всего, про семью и про поиск дома, в широком смысле этого слова. А еще про память о счастливом времени, которое герои тщетно пытаются удержать, а оно истончается и испаряется. Отсюда и название - "Последнее лето"".
Чтобы глубже понять атмосферу дачной жизни начала XX века, актеры и режиссер спектакля посетили село Репино. Такие творческие командировки стали традицией для Театра Наций. Первая прошла в селе Сростки при подготовке к спектаклю "Рассказы Шукшина", далее творческая команда спектакля "Иванов" посещала музей-заповедник А. П. Чехова "Мелихово", а создатели постановки "Живой Т." - музей-усадьбу "Ясная поляна" и мемориальный музей памяти Льва Толстого "Астапово".