Десятидневная афиша представила татарской публике 13 придирчиво отобранных экспертами постановок - в основной, специальной и детской программах. Участники - коллективы из самых разных регионов: Кирова, Томска, Нижнего Новгорода… И вот что удивительно: ни в один из вечеров в залах - а "Артмиграция" охватила почти все культурные площадки города - не было ни одного свободного места. Впрочем, обозревателю "РГ" место, конечно же, нашлось.
Пока в столичном Театре им. Пушкина Виктория Исакова только готовится сыграть героиню пьесы Алексея Житковского, а Евгения Добровольская сыграла ее в только что состоявшейся премьере МХТ им. Чехова, - в Краснодаре спектакль "Космос" идет уже больше года. Главный режиссер краевого Театра драмы им. Горького и создатель своего собственного "Одного театра" Арсений Фогелев жанр спектакля определил как "макротрагикомедия". Неудивительно: без такого "фотоувеличения", без мощного "макро" рассмотреть маленький город, а в нем - жизнь маленького человека из космоса не получится. Но при чем вообще здесь безвоздушное пространство?
Начнем по порядку. В Бугульме живет самая обычная учительница английского языка Татьяна Викторовна Гизатуллина (Олеся Богданова). Живет одна - муж больше 20 лет назад погиб в горячей точке. Размеренное течение будней взрывает новость - в свой родной город намерен приехать знаменитый космонавт, Герой России Сергей Лысов (Виталий Пичик). Когда-то он учился в той самой школе, где теперь преподает Татьяна Викторовна, более того - сидели они за одной партой… Ожидание встречи преображает героиню: строгий учительский гардероб сменяется игривым платьем в звездочку. Нахлынули воспоминания - первые чувства, сердечко, нацарапанное под партой, а еще чешский карандаш, который Сережа подарил ей на уроке черчения. Она ведь хранит его до сих пор! Но режиссер как будто осторожно намекает нам: вырваться за пределы своей привычной действительности ей не удастся. Квартира Татьяны Викторовны умещается ровно в той кладбищенской оградке, к которой она с взрослым сыном ходит время от времени навещать погибшего мужа. Выйти за это ограждение, открыть неизвестность, по сути, космос новой жизни - ей не суждено.
Пьеса при этом уморительна, и режиссеру удается выдержать хрупкий баланс между юмором и ознобом от незримого присутствия космической бездны. На сцене каким-то образом уживаются извечный советский ковер на стене и человек в скафандре, школьная доска, кропотливо исписанная учениками, и "Starman" Дэвида Боуи, настоящее и призрачное…
А казанский Театр им. Камала в рамках "Артмиграции" показал одну из своих громких премьер - "Көл / Пепел" в постановке Айдара Заббарова. Спектакль получился отчасти парадоксальный: пьесу японского драматурга Коки Митани "Академия смеха" играют на татарском языке (можно взять наушники с синхронным переводом на русский), водя нас вокруг национальных писателей и поэтов, неугодных власти - царской или советской.
Героев в этой постановке всего два: Автор (Эмиль Талипов) и Цензор (Алмаз Бурганов), но действие не сужается до монотонного диалога и схематичной сценографии. Это полноценный спектакль - с яркими эффектами, целой палитрой вечных тем и самоотверженными актерскими работами.
К цензору приходит драматург - скоро премьера его новой пьесы, он ждет вердикта. Но цензор вносит одну правку за другой. Так в историю по мотивам "Ромео и Джульетты" сначала попадает Гамлет, потом полицейская погоня и тройка коней с весьма странными именами… И вот незадача: текст, из которого цензор вымарывает любой намек на юмор, - они ведь живут в ужасном государстве, где законом запрещено даже смеяться, - с каждой правкой становится все смешнее.
Игровая линия переплетается с мемуарно-биографической, документальной: после очередной встречи цензора и автора актеры буквально "выскакивают" из париков и широкоплечих одежд и зачитывают строки воспоминаний татарских писателей - Габдуллы Тукая, Карима Тинчурина и других - о том, как их тексты неузнаваемо переделывались и даже сжигались прямо на улицах. Один из них был ошарашен этим вмешательством настолько, что всерьез подумывал добраться до Петербурга и расправиться с цензором. Схожие эмоции испытывает в спектакле и сам Автор: после очередной абсурдной правки он, смеша весь зал, расправляется с Цензором - то поджигает его, то травит газом, то привязывает к коням… В своих мечтах, конечно.
С юными зрителями "Арттмиграция" тоже вела разговоры всерьез. Спектакль "Здесь был Кай" Казанского ТЮЗа посвящен утрате близкого человека, тому, как жить с этой травмой. Взяв за основу "Снежную Королеву" Ганса Христиана Андерсена режиссер Артем Устинов и драматург Екатерина Тимофеева сочинили историю "по ту сторону сказки". В ней - пропадает мальчик. Все, что удалось найти - одинокий ботинок на берегу реки. И Герда, которая еще девочкой начинает искать названого братца, - находит его, вопреки всем преградам, уже совсем взрослой. Это неизбежный путь, который должен пройти человек, принимая случившееся. И саночки, на которых дети весело катали друг друга, на сцене превращаются в огромные сани, ношу, с которой не всякому под силу справиться... Что интересно - спектакль создан совместно с татарстанским отделением поисково-спасательного отряда "ЛизаАлерт".
- С одной стороны, это сказка, которую мы пытаемся понять через реалии современной жизни, а с другой - драма. Драма потери и обретения, принятия того, что нельзя изменить. Наш спектакль о том, как преодолеть страх и боль, и обрести смысл жизни в самые сложные ее моменты, - отмечает режиссер.
Фестиваль "Артмиграция", созданный Союзом театральных деятелей РФ, впервые прошел в 2013 году и был изначально нацелен на открытие талантливых работ молодых режиссеров из разных уголков страны. С прошлого года форум отправился из Москвы в регионы. Благодаря фестивалю зрители получают возможность в очередной раз убедиться, насколько яркая, молодая и разная кипит у нас театральная жизнь.