Напомним, 1 сентября для машин с шашечками началась новая эра - наконец заработал закон, призванный вывести рынок перевозок из тени. Проект изначально вызывал много споров, и они не утихают до сих пор.
Главное новшество - создание официальных реестров агрегаторов, перевозчиков и машин легковых такси. Отныне крутить баранку такси могут только те, кто в этих списках значится.
Доступ в них строго заказан, например, водителям с судимостью или злостным нарушителям ПДД. Другое обязательное требование закона - наличие у таксиста полиса ОСАГО. А также ежедневный медицинский осмотр, который долгие годы считался экзотикой.
Между тем многие водители и агрегаторы в регионах громко - и зачастую справедливо - заявляют о сложностях выполнения всех этих пунктов. Большинство таксистов - подработчики, и они просто не готовы заморачиваться ради дополнительной статьи дохода.
- Я военный пенсионер и работаю в такси не постоянно, - рассуждает за рулем екатеринбуржец средних лет. - Уже решил - если что, найду другое занятие. Уж очень много хлопот: регистрация, возня с машиной - перекрашивай ее в установленный цвет, оформляй дорогущий ОСАГО. А если мы уйдем, кто будет людей возить?
Как подтвердил корреспонденту "РГ" директор одного из такси, имеющего филиалы в 500 городах страны Максим Шушарин, страховой полис для таксистов стоит от 80 до 100 тысяч рублей. И это действительно стало одним из препятствий в получении официальных разрешений.
При этом он подчеркнул, что ко всему пока полноценно не заработала и система подачи самозанятыми заявлений на разрешение через Госуслуги. Очень мало обладателей квалифицированной электронной подписи. Среди барьеров агрегаторы также называют обязательные врачебные осмотры. И как добавляют таксисты-подработчики, если внесешь свою машину в реестр такси, да еще и перекрасишь в нужный цвет, то ее потом сложно будет продать. Так зачем напрягаться с оформлением документов.
- В итоге обеспеченность разрешениями сейчас пока действительно не превышает 5 процентов. А если добросовестно исполнить закон, как мы сделали, например, в Чите, то город просто встанет - в день "эксперимента" смог уехать только один процент всех желающих, - добавил Шушарин.
Впрочем, в этом такси стараются стимулировать самозанятых выполнять требования закона. И даже ввели "наказание рублем" - водители без разрешений платят 30 процентов вместо 10-15, но проблемы пока это не решает.
В Омской области в официальном реестре на сайте профильного министерства числится 2746 предпринимателей, у которых на 31 августа истек срок действия разрешений, а новых записей нет.
- В сентябре нам перестали выдавать лицензии. В результате число выездов сократилось больше чем на 90 процентов. Ездят только те, кто успел оформить отношения в августе по старым правилам, они действуют до истечения срока документа, - сообщил владелец одного из таксопарков Денис Кузьмин.
Аналогичная ситуация во всех омских таксопарках. Федеральный закон приняли, а инфраструктура к новациям оказалась не готова. Региональные офисы заявки не принимают, и даже воспользоваться новой системой ФГИС "Такси" получается не у всех. Так, Омской области в федеральном реестре вообще пока нет.
- Для этого необходим соответствующий местный закон, который пока не принят. Предполагается, что Заксобрание Омской области рассмотрит проект в начале октября, пояснили "РГ" в региональном министерстве транспорта и дорожного хозяйства.
В Ростовской области в реестр подали сведения лишь три перевозчика, и один из них - известный агрегатор, который отметился во всех регионах. Всего три предприятия зарегистрированы в Астраханской области, по четыре - в Волгоградской и в Калмыкии. Самыми активными на юге России оказались крымчане: реестр с 1 сентября пополнили 14 предприятий, в Севастополе - шесть, большинство - это индивидуальные предприниматели.
Все это влияет на рентабельность перевозок. Так, с начала сентября цены в Омске поднялись почти вдвое и, судя по всему, не остановятся. На 30 процентов - в Екатеринбурге, Красноярске и в Крыму. В Ростове-на-Дону проехать несколько километров в пределах одного района стоило 100-200 рублей, теперь - не меньше трехсот.
Между тем эксперты подчеркивают: бенефициарами закона станут не агрегаторы (реформа отрасли и задумана как избавление от монополизма последних), а пассажиры. И "законопослушные водители".
- Главное, что рынок такси выходит из тени. Раньше 90 процентов перевозчиков работали под "черным флагом", а сейчас мы постепенно, хоть и с трудностями, но идем к тому, чтобы все было прозрачно, - отметил представитель Общественного совета по развитию такси в регионах России по УрФО Владимир Герасименко.
Понятно, что не все регионы могут создать свою систему учета агрегаторов, перевозчиков и машин такси - на это нужны огромные силы и средства. Для того с 1 сентября и была запущена федеральная государственная система "Такси" - и подключиться к ней может любой регион. На внесение данных в реестры есть два месяца - до 1 декабря 2023 года. Так, Свердловская область уже подготовила всю нормативно-правовую базу, приняла Закон о транспорте.
Кстати, водителей во многих регионах освободили от перекрашивания своей машины, поскольку субъекты могут принимать решения по некоторым пунктам закона самостоятельно. Так, не обязаны красить свое авто таксисты в Красноярске, Екатеринбурге, Омске и Ростове-на-Дону.
И даже обязательный медосмотр перед рейсом в некоторых регионах можно будет пройти дистанционно. Так, на Урале уже появились инвесторы, которые обещают установить терминалы на каждой заправочной станции и наладить связь с медкабинетом. Стоимость одного такого "приема" составит 40 рублей .
Однако эксперты признают, что около трети таксистов-подработчиков все же могут покинуть рынок, если начнутся массовые проверки исполнения закона о такси. Причина в высоком полисе ОСАГО. Его цена не должна превышать 20-30 тысяч рублей, уверены и таксисты, и руководители служб такси.