Начался судебный процесс по делу владельца шахты "Листвяжная"

В понедельник, 25 сентября, в Центральном районном суде Кемерова начался процесс по уголовному делу в отношении собственника и топ-менеджеров шахты "Листвяжная", где чуть меньше двух лет назад погиб 51 человек и еще около ста пострадало.
Михаил Федяев (на фото крайний справа), как и другие обвиняемые, не признал своей вины.
Михаил Федяев (на фото крайний справа), как и другие обвиняемые, не признал своей вины. / Юлия Потапова

На скамье подсудимых - бывший президент холдинга "Сибирский деловой союз" Михаил Федяев, экс-гендиректор холдинга "СДС-уголь" Геннадий Алексеев, а также занимавший пост технического директора холдинга Антон Якутов. Все трое обвиняются в злоупотреблении полномочиями, повлекшем тяжкие последствия (часть вторая статьи 201 УК РФ). Гособвинение считает, что фигуранты - члены Совета директоров холдинга - допустили эксплуатацию шахты с нарушениями требований промышленной безопасности, стремясь получить дивиденды даже тогда, когда обстановка требовала остановить добычу и вывести людей на поверхность. Впрочем, никто из троих обвиняемых вины не признал.

- Мне не понятно, в чем же я виноват, в каком именно злоупотреблении и какими полномочиями. Меня обвиняют то в преступном бездействии, то, наоборот, в каких-то согласованных действиях с Алексеевым и Якутовым. По моему мнению и мнению моих защитников, результаты предварительного следствия не доказывают факт преступления, - заявил Федяев.

Между тем в обвинительном заключении говорится, что на "Листвяжной" система управления промбезопасностью и охраной труда фактически не работала. Руководство угольного холдинга в начале 2021-го утвердило комплексную программу, которая, кроме всего прочего, предусматривала проведение проверок качества производственного контроля, техническое расследование причин инцидентов, модернизацию и развитие многофункциональных систем безопасности. Так, например, в шахтах планировали до 1 марта 2021-го установить оборудование, обеспечивающее вывод на горного диспетчера данных о концентрации метана у очистных и проходческих комбайнов. Но ни это, ни другие мероприятия не выполнили. Несмотря на то, что начиная с июля 2021-го в лаве номер 823 и других горных выработках шахты приборы систематически фиксировали превышение ПДК метана. При этом пыле- и взрывозащитные меры не принимались, нарушалась инструкция по аэрологической безопасности. На фоне отсутствия проверок.

Это беспрецедентное дело, поскольку собственников угольных предприятий до сих пор в подобных случаях к уголовной ответственности не привлекали

В результате 25 ноября 2021-го на глубине 250 метров "неустановленный источник инициировал горение", что привело к взрыву метановоздушной смеси. Под землей в тот момент находилось 285 горняков. Авария унесла жизни 46 шахтеров, а также пяти горноспасателей, участвовавших в поисковой операции. Ее, к слову, пришлось приостанавливать из-за того, что в забое зашкаливал не только метан, но и окись углерода. Ущерб, нанесенный трагедией, превысил 1,5 миллиарда рублей.

Загазирование лавы из-за отсутствия необходимого количества воздуха, работа электрооборудования во взрывоопасной атмосфере, а также вмешательство в систему газового контроля - все это комиссия Ростехнадзора назвала основными техническими причинами катастрофы. А главными организационными причинами, по мнению экспертов, стали: системное искажение результатов контроля аэрологической безопасности, игнорирование данных индивидуальных газоанализаторов и нахождение людей в шахте, несмотря на угрозу взрыва.

Следствие по четырем основным уголовным делам "Листвяжной" завершилось еще в начале нынешнего года. Дело Алексеева, Якутова и Федяева - одно из них (дело совладельца ХК "СДС" Владимира Гридина - в отдельном производстве). И это беспрецедентное дело, поскольку собственников угольных предприятий до сих пор в подобных случаях к уголовной ответственности не привлекали. Достаточно вспомнить сопоставимые по масштабам трагедии на шахтах "Ульяновская", "Юбилейная" и "Распадская".