- Мы тесно сотрудничаем с нашими профильными вузами, а также Центром занятости населения. Благодаря этой работе уже удалось привлечь 55 молодых специалистов, - рассказала заместитель главы администрации Симферополя Татьяна Сухина.
В Керчи больше всего не хватает учителей русского - аж 15 вакансий. А еще нужны математики, историки, биологи, преподаватели начальных классов и физкультуры. И так везде. Почему выпускники вузов убирают диплом в дальний ящик стола, едва простившись с "альма-матер"?
- Дочь окончила географический факультет КФУ, - поделилась коллега-журналист Марина Саватеева. - Во время учебы Саша подрабатывала в ресторане фастфуда. Туда и устроилась после диплома. Никакие уговоры хотя бы попробовать себя в профессии, увы, не помогли. Говорит, разочаровалась в труде педагога еще во время практики, а в кафе "никто тебе не выносит мозг, как в школе".
Что может предложить школа молодому педагогу, узнаю у своих однокурсников, с которыми оканчивали исторический факультет. Сегодня ставка учителя при 18 часах занятости - 14 650 рублей. Плюс 2 тысячи за классное руководство и столько же за ведение кабинета. Еще может быть доплата в пару тысяч рублей за проверку тетрадей и совсем небольшая сумма за занятие с детьми ОВЗ.
Но для молодых специалистов есть целевая доплата 5000 и 5700 рублей из бюджетов разного уровня. Кстати, эту надбавку в Крыму сейчас получают почти 1500 человек. Итого на круг выходит около 30 тысяч - 35 тысяч. И это все. Поэтому, чтобы более-менее нормально зарабатывать, молодому учителю нужно брать полторы - две ставки. А это уже совсем другой уровень нагрузки.
Но самое главное, через три года, когда учитель вырастет из "молодого специалиста", зарплата автоматически уменьшится и он вернется к тем же 25-30 тысячам рублей, с которых начинал.
Еще одна типичная история: выпускница педвуза пришла в школу, а через год-два вышла замуж, потом в декрет... В школу она вряд ли уже вернется. Обратная сторона этого процесса - переученные педагоги, которыми "закрывают" такие дыры.
Частично справиться с проблемой помогает программа "Земский учитель". В прошлом году на ее условиях в сельские школы Крыма приехал 31 педагог. Пополнили ряды учителей на полуострове и специалисты из новых регионов. За год 283 педагога вернулись в профессию после перерыва.
Но есть и другие примеры. Геннадий Швейдель окончил биофак КФУ в 2014 году и уже девять лет трудится в школе. За это время дважды был финалистом муниципального этапа конкурса "Учитель года России". А в 30 лет стал директором школы №1 города Алупка.
- Что меня держит в школе? - на секунду задумывается молодой директор. - Точно не карьера и не деньги. А удовольствие видеть глаза детей, когда они светятся. Это, наверное, главное, как ни пафосно звучит. Непосвященным не понять.
Директор школы ценит независимость, живет на съемной квартире, которую оплачивает сам, хотя департамент образования предлагает служебное жилье. На работе выматывается, но ни разу не пожалел о своем выборе.
- Когда кто-то ругает сегодняшнюю школу, я всегда хочу спросить: а вы сами давно в ней были, работали там? - говорит Геннадий. - Сегодня школа дает невообразимую свободу творчества и педагогам, и школьникам. Например, у нас по четвергам профориентация у старшеклассников. Так вот наши дети обучаются в лучшем пятизвездочном отеле Крыма Mriya Resort. Да, не все из них придут потом в отельный бизнес, но разве это в любом случае не отличная практика?
В министерстве образования Крыма говорят, что учителей в новом учебном году ждет много изменений, касающихся повышения статуса и престижа труда педагога.
- Закон "Об образовании в РФ" регламентирует дополнительную соцподдержку учителям, а также возможность получить жилье от муниципалитета, - рассказала министр образования, науки и молодежи Крыма Валентина Лаврик. - И, самое важное, теперь учитель может спокойно защитить свое достоинство, свой профессионализм. Он может рассчитывать на объективную оценку в тех или иных конфликтных ситуациях, которые возникают в образовательном процессе. Теперь такая защита для учителя будет.
Примерно 60 процентов учителей в российских школах трудятся сверхурочно бесплатно. К таким данным пришли эксперты "Актион Образования" (входит в группу "Актион"), проведя опрос среди педагогических работников.
Также 7 из 10 учителей отметили, что не получают дополнительной оплаты за работу с документами. Однако при этом большинство учителей российских школ все же получают выплаты за выход на замену и проведение "Разговоров о важном".
- Если работодатель не предоставляет оплату за дополнительную работу, которая не входит в основные обязанности работника, то за это работодателя можно привлечь к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП, - подчеркивает юрист-эксперт Анна Ивлева.
При этом 8 из 10 педагогов знают, из чего состоит их зарплата, а руководители школ часто подробно объясняют, за что начисляются те или иные выплаты. Также, согласно данным опроса, 40 процентов учителей редко считают несправедливой свою месячную зарплату, но примерно столько же педагогов иногда остаются недовольны начисляемой суммой. У пятой части опрошенных учителей разногласия с руководством на почве оплаты труда возникают постоянно.
Подготовил Вячеслав Немиров
Ирина Абанкина, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании ВШЭ:
- Чтобы зарплату педагога сделать привлекательной, часовая ставка должна быть не ниже, чем у работников в других сферах. А сейчас педагогическая ставка на 30 процентов ниже, например, ставки работников здравоохранения - всего 312 рублей, что практически соответствует заработной плате часового рабочего среднего уровня квалификации. Это свидетельствует о несоразмерности оплаты труда в образовательной сфере. Проблема требует серьезного внимания и решительных мер со стороны государства.
Сергей Сопочкин, директор лицея N 130, Новосибирск:
- Проблема привлечения, подготовки и переподготовки кадров в школьном образовании ключевая. Речь идет не только о повышении зарплаты учителей, хотя и это необходимо. Речь о повышении статуса учителя, его квалификации. Учителя-предметники должны иметь возможность общаться с лучшими специалистами по своей дисциплине. Ученые-математики, например, должны быть реально встроены в систему школьного образования и задавать планку математического мышления.
Подготовили Захар Алексеев, Нина Рузанова
На коллегии Минпросвещения, которая состоится 29 сентября, обсудят вопросы подготовки педагогов.
Речь пойдет о Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Также поговорят о развитии инклюзивного образования в России.
Коллегия будет транслироваться в прямом эфире в официальном аккаунте министерства в соцсети Вконтакте. Начало 29 сентября в 12:00 по московскому времени.