Еще Ильф и Петров в романе "12 стульев" в 1927 году подметили, как влияет на аппетит путешествие по железной дороге: "Пассажир очень много ест. Простые смертные по ночам не едят, но пассажир ест и ночью. Ест он жареного цыпленка, который для него дорог, крутые яйца, вредные для желудка, и маслины. Известно, что приступ голода охватывает пассажира тотчас же, как только начинают стучать колеса".
Помимо упомянутых продуктов среднестатистический советский человек брал с собой в дорогу нарезанный черный хлеб, помидоры и огурцы, картофель в мундире, яблоки. Сев в поезд и заказав у проводника чай в обязательном стакане с подстаканником с двумя кусочками сахара в бумажной обертке, пассажир выкладывал на стол свои припасы, ел сам и угощал соседей.
Некоторые вспомнят и пирожки в станционных буфетах, и вагоны-рестораны, посещение которых становилось чуть ли не главным событием поездки. Ассортимент в них утверждался Министерством торговли СССР и включал в себя не менее пяти холодных блюд и закусок, не менее двух первых и четырех вторых блюд, а также десертные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, горячие и безалкогольные напитки, пиво, винно-водочные и табачные изделия.
В Сети можно найти и примеры меню. Например, из прейскуранта поезда Москва - Владивосток за 1965 год мы узнаем, что в вагоне-ресторане пассажирам предлагали среди прочего украинский борщ за 29 копеек, кашу рисовую молочную за 30 копеек, омлет с ветчиной за 70 копеек, голубцы с мясом за 90 копеек, телятину по-строгановски с картофелем за 1 рубль 3 копейки или лангет за 1 рубль 18 копеек. Еду подавали в металлической посуде.
В наше время, как показал опрос сервиса путешествий Tutu.ru, проводившийся в 2021 году, некоторые пассажиры все еще берут из дома в дорогу курицу (8% опрошенных), вареные яйца (7%), овощи и фрукты (6%), но больше тех, кто везет с собой бутерброды (19%), фастфуд (11%). Популярен шоколад (4%) и чипсы (3%). Вагон-ресторан и питание, включенное в билеты, на тот момент выбирали всего 5% участников опроса. Тогда же в Федеральной пассажирской компании решили менять подход к питанию в поездах.
Раньше в вагонах-ресторанах работали разные операторы, у каждого из которых были свои цены и свои варианты блюд, в зависимости от поезда и направления. Теперь им на смену приходят более демократичные вагоны-бистро. Появилась новая концепция, которая предполагает единое меню, цены и оформление. В вагонах-ресторанах повара готовили во время движения из сырых продуктов и полуфабрикатов, а еду для бистро делают в профессиональном цехе под контролем технологов, после чего доставляют к поезду в замороженном или охлажденном виде.
В пресс-службе ФПК рассказали, что перед этим проводились опросы среди 3 тыс. пассажиров, что они хотели бы есть в дороге. "Ответ был таков: простую и привычную домашнюю еду, а также детские и вегетарианские блюда. Так мы и сделали. В вагонах-бистро подают борщ, куриный суп, котлеты с различными гарнирами, маленькие детские пельмешки, десерты и напитки. Есть блюда и ресторанного уровня: греческая мусака, пенне с тигровыми креветками. Все блюда готовятся на специализированных предприятиях, а затем в вагонах-бистро поездов их разогревают и сервируют. Это позволяет ускорить процесс приготовления заказа, гарантировать пассажиру высокое качество и свежесть продуктов", - говорят железнодорожники. Поесть пассажир может как на месте, так и в своем купе.
"Средний чек в рамках новой концепции питания составляет 640 рублей. На эту сумму можно, например, заказать салат, первое блюдо, десерт и напиток", - пояснили нам в ФПК. Сегодня эта система действует в 22 поездах, 39 вагонах-бистро. Планируется, что до конца года их будет больше 50.
В конце 2022 года в меню добавили два вида пиццы: Маргарита и Пепперони. С тех пор пассажиры заказали 5 тыс. пицц, блюдо стало постоянной позицией в меню.
А кто придумывает новое меню? Железнодорожники заверили "РГ", что рецепты блюд разрабатываются поварами в стационарных условиях с применением новейших технологий термообработки и контроля качества. "Все они упакованы в стерильные контейнеры, проходят обязательную сертификацию. ФПК обеспечивает расширение ассортимента блюд к праздничным датам, мы добавляем в меню специальные предложения. Более того, мы регулярно отслеживаем пожелания пассажиров, поступающие к нам через QR-коды, расположенные в вагонах поездов, по включению новых блюд в меню вагонов-бистро".
И еще одно нововведение, которое заслуживает внимания: рестораны, которые пришли на смену бабушкам, торговавшим домашней едой на перроне. Теперь во время оформления билета, используя опцию "дополнительные услуги", можно заказать еду из ресторана, и ее доставят к вагону на одной из станций по пути следования.
Коллега, вернувшийся на днях из Сочи, поделился впечатлениями об этом сервисе: "Я раньше скептически относился к этой идее. Но выбора не оставалось, из-за нехватки времени подготовка к поездке была провалена, а вагона-бистро в нашем поезде не оказалось. Уже в процессе оформления я увидел, что партнерами сервиса являются известные мне сетевые рестораны, и понял, что все должно быть на уровне.
Выбрал знакомые блюда и на следующий день на обед ел пасту в Ростове, а на ужин - пиццу в Краснодаре. К счастью, дополнительные услуги можно заказать практически в любое время, но, конечно, заранее, чтобы еду успели приготовить и привезти на станцию. В разделе "дополнительные услуги" можно и отменить заказ либо внести в него изменения. Все очень удобно. Правда, это пока работает только на крупных станциях - в больших городах".
В ФПК нам сообщили, что этот сервис пользуется все большей популярностью: с начала года пассажиры сделали в два раза больше заказов, чем в 2022 году. Готовую еду из ресторанов и кафе к поездам сегодня доставляют 92 предприятия общепита на 65 станциях. А учитывая, что и предоплаченное питание никто не отменял, можно быть уверенными: пассажиры ели, едят и будут есть.
Тем временем
"В некоторых поездах, где нет вагонов-ресторанов и вагонов-бистро, тоже можно заказать питание из новой концепции. В их состав включены модернизированные штабные вагоны с кухней, где хранятся блюда и где их можно подготовить к подаче. Этим занимается проводник: он принимает заказы от пассажиров, разогревает еду, сервирует и подает. Такой порядок сейчас действует в двух уральских поездах сообщением Екатеринбург - Сургут и Сургут - Москва. В течение 2023 года планируем масштабировать сервис на другие поезда", - рассказали в Федеральной пассажирской компании.