Правительство РФ утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года. В течение 6 с половиной лет в стране должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских дронов. На Петербургском международном экономическом форуме-2023 Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) договорилась о совместном развитии беспилотной авиации с шестью субъектами РФ. Среди них три дальневосточных - Хабаровский край, Сахалинская область и Республика Саха (Якутия).
В правительстве Хабаровского края сообщили, что регион нуждается в 137 беспилотниках для мониторинга лесов, сельскохозяйственных работ и других целей. В ГТЛК считают: в дальнейшем потребность в этой технике может составить до 600 единиц. В крае планируют сформировать единую систему производства и эксплуатации коптеров для всех отраслей хозяйства, в том числе создать крупный научно-производственный центр испытаний и компетенций в сфере беспилотных авиационных систем (БАС).
- Наш край обладает необходимым промышленным, логистическим и кадровым потенциалом для развития беспилотной авиации, - уверена первый заместитель председателя регионального правительства Мария Авилова. - Предприятия постоянно наращивают компетенции по выпуску новой гражданской авиационной техники, к примеру, самолетов SSJ-New и "Байкал". Активно развиваются инжиниринговые услуги для нужд импортозамещения. В систему образования края уже внедрены программы подготовки специалистов по эксплуатации беспилотных аппаратов.
В крае есть опыт использования коптеров: их начали применять для обнаружения нарушителей противопожарных правил, из-за которых горят леса.
- С их помощью можно вести наблюдение за дачными массивами, частным сектором и местами, где обычно отдыхают на природе жители края, - рассказал заместитель председателя комитета правительства края по гражданской защите Сергей Салямов.
Кроме того, спасатели протестировали устройство для сброса грузов с беспилотников. Они позволяют доставлять в труднодоступные места средства первой необходимости - например, аптечку или воду - и спасать жизни.
Планируется, что научно-производственный центр беспилотных систем появится в крае в 2026 году.
- Центр будет заниматься производством беспилотников, комплектующих для них и объектов инфраструктуры - таких, как ретрансляторы и антенны. Он также будет обслуживать дроны и готовить кадры для отрасли, проведение соревнований. И являться штаб-квартирой для региональных компаний, планирующих использование беспилотных систем, - объяснил министр промышленности и торговли края Евгений Романов.
В Сахалинской области уже производят беспилотные летательные аппараты. В частности, сборочная линия дронов развернута на базе сахалинского конструкторского бюро САМИ, действуют две производственные площадки.
- На Сахалине и Курилах БПЛА используются для контроля за состоянием наземных нефтегазопроводов, борьбы с браконьерами на нерестовых реках, поиска возгораний в лесах и несанкционированных свалок, - рассказал губернатор области Валерий Лимаренко. - Их можно также применять при перевозке почты, в экстренных случаях - для доставки лекарств. В условиях островного региона с большим количеством отдаленных населенных пунктов беспилотники, не требующие специальных посадочных площадок, несомненно, будут очень востребованы.
Дроны на Сахалине уже производят серийно. Область планирует в следующем году войти в число десяти регионов, которые будут реализовывать проекты по созданию крупных региональных научно-производственных центров беспилотных авиационных систем в рамках федерального проекта.
Беспилотные технологии будут изучать и в школах области. С этого учебного года в рамках проекта "Крылья Сахалина" дронами оснастили все 104 средние общеобразовательные школы. Более двух тысяч БПЛА для них изготовила местная компания. Ребята со 2-го по 11-й класс учатся управлять ими, а также проектировать, собирать и программировать. Выпускники вместе с аттестатами будут получать сертификаты операторов БПЛА.
По словам зампреда правительства островной области Вячеслава Аленькова, регион обладает всем необходимым для развития БАС: от инфраструктуры до накопленного опыта и компетенций по их производству и тестированию.
В Якутии БАС намерены использовать для мониторинга окружающей среды во время паводков и пожароопасного сезона, в охране особо охраняемых территорий, в оленеводстве, табунном коневодстве и других сферах.
- Беспилотники также нужны для транспортировки грузов и аэрофотосъемки, - рассказал глава республики Айсен Николаев. - Планируется создание центра обучения и тренажерной подготовки внешних пилотов беспилотных воздушных судов межрегионального и федерального уровней.
В августе Айсен Николаев поручил запустить пилотный проект по применению дронов для мониторинга лесных пожаров. Сейчас разрабатываются экономическая модель и тарифы на услуги с использованием беспилотников, что позволит значительно экономить бюджетные средства.