У нас же творчество Газданова известно преимущественно по его ранним повестям - "Вечер у Клэр", "Ночные дороги". Он относится к поколению перестроечных "возвращенцев" в русскую литературу, хотя до сих пор, кажется, не снискал очень широкую славу. И зря. Ведь его творчество высоко ценили и Горький и Бунин, ставя Газданова в один ряд с Владимиром Набоковым.
Спектакль Левитина называется "Слепые кони Фортуны", и это очень точное определение темы романа. Его герой, журналист-эмигрант, вспоминает, как бежал из охваченной гражданской войной России и застрелил едва не убившего его всадника на огромном белом коне. Но всадник, оказывается, выжил. И теперь его "призрак" преследует героя повсеместно. То выясняется, что он приятель общего знакомого, то - бывший любовник дамы, к которой воспылал чувством и наш герой…Роковой выстрел в конечном итоге все-таки происходит.
Что это? Рок? Судьба? Причудливые перевертыши изломанного XX века?
Сам режиссер отвечает на этот вопрос так:
- Мистика здесь во всем, это абсолютно мистический роман. Газданов отвечает на вопрос "Что мы за люди?". Поскольку это очень плотно пишущий писатель, он не пропускает ни одного момента внутренней жизни человека. Но я определил жанр постановки как "мистика-мелодрама". Почему? Потому что роман Газданова содержит и вполне мелодраматический сюжет: с любовью, со сложными отношениями треугольника... И вдруг туда входят элементы очень странного, безумного жизненного театра.
Впрочем, подчеркивает режиссер, "не надо представлять себе это действо так, словно там все ходят в простынях, как в "Карлсоне", и пугают друг друга, притворяясь привидениями. Это, в конце концов, похоже на французский бульварный театр в правильном его понимании, где были открытые страхи, открытые ужасы и открытое веселье".
Левитин признается, что впервые он познакомился с произведениями Гайто Газданова, осетина по национальности, родившегося в 1903 году в Петербурге, после того, как получил в подарок от министра культуры Северной Осетии полное собрание сочинений автора, изданное при содействии Валерия Гергиева.
- И по страсти, и по правде Газданов мне кажется сильнее Набокова, - говорит Михаил Левитин. - Как только я прочитал "Призрак Александра Вольфа", у меня возникло желание - оно рассыпано по многим нашим спектаклям - поставить спектакль с сильной долей мистики, основанной на правде жизни.
Художник постановки - Гарри Гуммель (Германия). В спектакле заняты Евгений Фроленков, Павел Мамонов, Валерия Столбикова, Сергей Олексяк и другие. Премьера состоится 13 и 14 октября.