Мобильное приложение удаленно подключается к БПЛА через смартфон и отслеживает его маршрут, а также манеру полета, включая скорость и крутизну виражей - то есть вероятную степень риска. От этого тоже будет зависеть стоимость страхового продукта: чем спокойнее и аккуратнее обычно проходит полет, тем дешевле полис. Сейчас такой расчет страховые компании не ведут.
"Данные с беспилотника по параллельному каналу связи через приложение Simble поступят напрямую в страховую компанию. Их невозможно будет сфальсифицировать в случае крушения дрона", - пояснил представитель разработчика.
Есть новости и в сегменте страхования автономных автомобилей. Само оно будет проводиться по классическим тарифам каско, действующим от одного года. Но зато здесь страхуется еще и пассажир беспилотной машины - уже на время поездки. Информация о манере езды, скорости и резких перестроениях будет собираться в смартфоне клиента с помощью гироскопа и акселерометра. "Фактически он получает возможность застраховать себя сам в мобильном приложении с помощью одной галочки при оформлении поездки", - уточнили в компании разработчика.
Эксперты считают, что страхование самоуправляемых транспортных средств - дело перспективное, и этот рынок будет расти с каждым годом. "У БПЛА и беспилотного автомобиля есть кое-что общее: они не всегда находятся под непосредственным контролем хозяина. БПЛА может куда-то улететь, его могут похитить злоумышленники. Автономный автомобиль также может быть легко похищен. Как раз страхование каско может такие риски покрыть. И то и другое ТС - источники повышенного риска и опасности и легко могут быть повреждены в результате неумелого управления либо сбоя каких-то систем. Средства на ремонт либо организацию ремонта можно будет получить по каско. Убежден, что свой потребитель у такого страхового продукта найдется", - сообщил "РГ" ведущий юрист Европейской Юридической Службы Орест Мацала.
Однако эксперт уверен, что нужно плотнее работать над аналогом ОСАГО для БПЛА. Ведь неоднократно происходили случаи, когда частные коптеры падали на автомобили или влетали в окна, повреждая их. Мало того что собственника порой установить сложно, так и взыскать ущерб нелегко, если с хозяина БПЛА взять нечего. А так был бы свой аналог ОСАГО для БПЛА, и окружающим было бы спокойнее. Конечно, сейчас, когда во многих регионах запуск личных беспилотников запрещен, проблема стоит не так остро. Но полеты рано или поздно разрешат, и страхование гражданской ответственности владельцев дронов могло бы погасить конфликты до их возникновения.
По словам руководителя подразделений кредитования и страхования автомобильного маркетплейса FRESH Ольги Бондаревой, поскольку беспилотные автомобили уже тестируются на дорогах таких городов России, как Москва, Санкт-Петербург, Казань и Сочи, страховые компании планируют выпустить специальные продукты для страхования рисков эксплуатации автономного транспорта. К ним относятся: потеря связи автомобиля со спутником, что негативно отразится на анализе дорожной обстановки, некорректное обновление программного обеспечения, которое может стать причиной выхода беспилотного авто из строя, или утечка персональных данных владельца автономного авто.
"Скорее всего, наибольшим спросом такой вид страхования будет пользоваться у юридических лиц - владельцев коммерческих автопарков, агрегаторов такси, так как полис обойдется дешевле, чем оплата труда водителей. Несмотря на то что беспилотные авто делают поездку на 10 процентов безопаснее, для физических лиц страховка может стать дороже, что может привести к тому, что владельцы начнут отказываться от ее оформления, предпочитая оплачивать штрафы. Возможно, ожидаемый рост объемов мирового рынка беспилотного транспорта до 540 миллиардов долларов к 2035 году позволит удерживать рост стоимости страхования, тогда полисы будут более востребованы у частных лиц", - считает Ольга Бондарева.
Сергей Гатауллин, декан факультета цифровой экономики и массовых коммуникаций МТУСИ:
- С учетом постоянно возрастающего уровня технической сложности беспилотного транспорта и его стоимости страховые продукты для защиты его от повреждения и хищения в горизонте трех - пяти лет займут значительную долю рынка страхования. К 2030 году большинство транспортных средств станут беспилотными, и страхование таких средств передвижения и перевозки пассажиров и грузов станет основным продуктом страховых компаний.