Керамика, живопись, костюмы, скульптуры, видео-арт, арт-куклы - вот лишь небольшой список "жанров", с помощью которых 20 современных художников решили напомнить эпохе, кто мы, какие и откуда пришли. Вот платья из дизайнерской серии "Отражения" - вроде бы, все строго, даже, может, чересчур: подолы в пол, плечи укрыты накидками - но мимо просто так не пройдешь. Надо бы присмотреться: откуда эти нетипичные, но очень стильные фасоны и цвета?
"Моя небольшая коллекция вдохновлена цветовыми решениями икон XVII века, изразцами райского сада, костюмами Петровской эпохи", - объясняет дизайнер Ирина Лисицына. И добавляет: вот, к примеру, накидка - как давним владельцам усадьбы Архангельское. "Ткань этой накидки, - говорит она, - сделана на текстильной фабрике, которую основали Юсуповы. На этой фабрике когда-то работали мои родители - так что все сложилось для меня в единый удивительный пазл".
Кажется, именно это и было главной идеей кураторов выставки: сложить единый пазл времен. Прошлое, устоявшееся в своих формах, цветах и орнаментах, - и настоящее, которому так хочется отказаться от всяких границ и лекал. Вот и у "Макоши" - уличной скульптуры Анны Маториной - элементы обережной (от слова "оберег") вышивки не связаны из нитей, а вырезаны из бруса. Почему? - у Маториной простой ответ: нити сегодня слишком быстро рвутся. Вот что рассказывает Анна: "Всё мое творчество - это такое исследование славянской вышивки от Юга до Севера. Почти каждый мой экспонат вдохновлен этой темой. Хотя, конечно, в работах для этой выставки я опиралась и на то, что откликается во мне прямо сейчас".
Мастера в четвертом поколении, супруги Юрий и Евгения Безобразовы, создают из дерева игрушки Русского Севера. Но это не просто куклы. Скульптуру "Мать" можно рассматривать как настоящий рассказ о том, как от поколения к поколению передается генетический код. Евгения Безобразова так и объясняет: "Она выполнена как трапеция, ее платье расширяется к земле и символизирует фундамент, на котором стоит каждый человек. Семья, род - это то, на чем строится жизнь"... Зачем искать какой-то сложный смысл - когда перед тобой всего лишь куклы? По мнению куратора выставки Михаила Юшкевича, нужно хотя бы "минимальное замедление для того, чтобы погрузиться в авторский замысел". Жизнь суетлива - пробежишь, упустишь что-то главное. Притормози - не пожалеешь.
За каждым экспонатом - философия. За каждым - дань наследию. Вместе с коллегами из Мультимедиа Арт Музея, Москва кураторы подобрали атмосферные работы основателей Русского фотографического общества - им больше сотни лет. Авторы - Сергей Прокудин-Горский, Алексей Мазурин, Сергей Лобовиков - крупные имена в истории отечественной фотографии. И снова - выставка "НЕпрошлое" так ясно обнажает современный тренд - вчерашнее не просто догоняет настоящее. Оно способно даже - обогнать.
На керамическом зеркале художницы Маргариты Сусловой львы со стен Дмитриевского собора выходят в космос. До наших отражений им будто бы и дела нет.
Побывать на выставке "НЕпрошлое" в культурно-выставочном комплексе "Ботанические оранжереи" музея-заповедника "Архангельское" можно в любой день, кроме понедельника. Самый дорогой билет - 300 рублей.
Кстати
Многих молодых авторов, участвующих в выставке "НЕпрошлое", объединяет проект "Патриарт" - а это десятки художников, дизайнеров, музыкантов, писателей. Даже далекие от моды люди узнают сумочки-золотые рыбки Ульяны Сергеенко, ее очки с окантовкой-вышивкой, серьги в виде гроздьев рябины… Художник Яр Пикулев сочетает в своих живописных полотнах традиции палехской иконописи с мотивами Северного возрождения: он весь про любовь и грусть об уходящей деревенской цивилизации…
На выставке в Архангельском можно увидеть и "Иконостас" Николая Рындина, и серию объектов из предметов крестьянского быта Дмитрия Рытяева… Работы из цикла "Girls" Оксаны Афанасьевой - загадочный орнамент из красных лоскутов, пришитых к сетке, издалека напоминает QR-коды. Что увидит тот, кто наведет на них камеру своего смартфона? Если верить главному редактору "Патриарта" Василисе Гончаровой, так когда-то и народные орнаменты и вышивки становились своеобразными QR-кодами. А кто сумеет прочитать графические коды прошлого и настоящего - тому и будущее открывается.