Во вторник министр образования и науки Польши Пшемыслав Чарнек заявил, что Варшава потребует от Канады экстрадиции Гунько, доживающего свой век в канадской провинции Онтарио. Гунько был членом добровольческой дивизии "Галичина" войск СС, которая состояла из украинских националистов. Она воевала не только против Красной армии, но и отличалась зверствами в отношении евреев, поляков, белорусов и словаков. В нее записывались преимущественно крестьяне с Западной Украины, обозленные на советскую власть и "чужинов", т.е. инородцев.
Украинские нацисты из дивизии СС "Галичина" в Гуте Пеняцкой убивали мирных жителей. Представитель IPN напомнил, что следственный отдел министерства внутренних дел Польши расследует убийство около 800 польских граждан в этом населенном пункте. По словам Лешкевича, цель анализа нескольких десятков томов дела состоит в том, чтобы проверить, "содержится ли в них информация о Гунько".
Он также намерен запросить информацию у канадских властей, предоставлял ли Гунько иммиграционным властям Канады при въезде в страну сведения о себе, и особенно то, где он находился во время войны. Лешкевич добавил, что ситуация с Гунько аналогична делу печально известного карателя Ивана Демьянюка, украинского охранника немецких концлагерей Треблинка, Собибор, Майданек, который бежал в США после войны, но был депортирован в Германию и осужден десятилетия спустя. Сотрудники Института национальной памяти Польши также намерены запросить у украинских властей архивные документы, полагая, что в них может быть информация о Гунько.
По оценкам польских историков, украинские националисты убили около 100 тысяч поляков. В сентябре 1944 года Волынский легион "Галичины" прибыл в Варшаву. 400 украинских приспешников под командованием полковника Петра Дьяченко приступили к разрушению польской столицы, жгли здания, убивали жителей, у которых остановились на постой. В Польше "Галичину" считают одним из самых жестоких военных формирований в истории. Местные жители называли их "зверьми в человеческой шкуре".
Преступления против поляков действительно совершались с невероятной жестокостью: их сжигали заживо, бросали в колодцы, использовали топоры и вилы, жертв перед смертью пытали несколько дней, женщин насиловали. Даже рядовые солдаты вермахта просили гестапо остановить "крайний садизм" "Галичины". По мнению эксперта по польско-украинским вопросам, профессора Гжегожа Мотыка, хотя убийства поляков представляли собой этническую чистку, эти деяния также соответствуют определению геноцида. Целью было уничтожение всего польского этноса на Волыни и частично в других областях.