27.09.2023 20:50
    Поделиться

    Предлагается запретить снимать деньги за подписки без уведомления

    Госдума начала сбор отзывов на законопроект, обязывающий компании предупреждать граждан о списании денег за платные подписки. Это позволит человеку отслеживать, кому и за что он платит, и вовремя отписываться от ненужных сервисов.
    Сегодня, чтобы разобраться в своих подписках и убрать ненужные, порой надо сделать тысячу звонков. После принятия закона все станет проще.
    Сегодня, чтобы разобраться в своих подписках и убрать ненужные, порой надо сделать тысячу звонков. После принятия закона все станет проще. / Сергей Куксин

    Проблема в том, что сегодня платные подписки прилипают к нашим телефонам быстро, а отделаться от них не так-то и просто. Человек может и не заметить, как стал счастливым обладателем подписки на кинофильмы, которые не смотрит, музыку, которую не слушает, и игры, в которые не играет. И так далее.

    Как рассказывают разработчики проекта, примерно в пятой части случаев владельцы сервисов не уведомляют граждан о списании с их карт денег, ссылаясь на отсутствие такой обязанности. А скромность, мол, не позволяет им беспокоить человека по такому незначительному поводу.

    "Актуальность нашего законопроекта обосновывается как минимум цифрами. Первое - годовая выручка от подписок на цифровой контент в России достигает 180 миллиардов рублей, - рассказал "РГ" один из инициаторов проекта, член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. - При этом почти у 20 процентов пользователей есть платные подписки, которыми они не пользуются".

    Почему это происходит? Причин, по словам Антона Немкина, несколько. "В ряде случаев виноваты в этом сервисы, которые не присылают уведомления о продлении подписки и молча списывают с людей деньги за те услуги, которые им, возможно, давно не нужны", - говорит депутат.

    Сервисы будут обязаны не менее чем за сутки предупредить человека о списании средств с карты и объяснить, как отказаться от подписки

    В некоторых случаях, по его словам, причина кроется не только в уведомлениях - даже напомнив пользователю о подписке, сервисы принимают меры, чтобы человек не нашел способ подписку прервать. Делают этот путь очень сложным с технической стороны. Иными словами, попробуй разберись, на какую кнопку нажать.

    "Согласно исследованиям, которые мы проводили в рамках формирования законопроекта, 44 процента пользователей подписок в России сталкивались с трудностями при отписке: 72 процента отмечают, что отписаться от сервисов сложнее, чем подписаться, 43 процента испытывали трудности при поиске кнопки отписки, такое же количество указывают на невозможность отписать в один клик, - рассказывает депутат. - Еще 22 процента пользователей сталкивались с невозможностью отказаться от подписки и вернуться свои деньги".

    В результате люди оказываются в своего рода "подписочной ловушке". Деньги со счета не просто капают, но буквально растекаются. "При этом нельзя отрицать, что в некоторых случаях виноваты в попадании в такие ловушки и сами пользователи", - считает депутат. Люди попросту не изучают доступную информацию, подключают льготный период подписки и вспоминают о ней, только когда по окончании предоплаченного периода подписка автоматически возобновляется на новый срок.

    Бесспорно, людям стоит быть внимательней. В цифровой век слишком многие норовят залезть в наш карман. Однако нельзя устраивать и слишком вольготную жизнь любителям шарить по нашим виртуальным карманам.

    "Исходя из этого мы предложили закрепить в российском законодательстве обязанность для сервисов не меньше чем за сутки предупреждать клиентов о списании средств за подписку, - рассказывает Антон Немкин. - При этом уведомление должно содержать не только дату списания платежа, но и информацию о том, как прекратить подписку, а также ссылку на платформу, где можно отказаться от подписки. За тем, чтобы путь отказа не был усложнен и информация о способах отписки была корректно прописана на сайте того, кто предоставляет услугу, будет следить Роскомнадзор".

    Отдельно также предлагаем запретить торговым площадкам списывать деньги с карт, данные о которых были удалены из личного кабинета до момента приобретения товара.

    "К сожалению, сейчас они это активно практикуют, несмотря на то, что такие действия нарушают права пользователей, - говорит депутат. - Следить за тем, чтобы площадки списывали деньги с карт покупателей исключительно с их согласия, должен Роспотребнадзор, мы предложили законодательно закрепить за ним эти полномочия".

    Разработчики проекта уверяют, что стремятся к достижению баланса между законными интересами бизнеса подписок и защитой прав потребителей. С одной стороны, регулирование должно защищать потребителей от недобросовестных практик. С другой стороны, подчеркивают эксперты, необходимо сохранять условия для развития подписочной бизнес-модели. Она позволяет компаниям зарабатывать деньги, создавать рабочие места, направлять полученные денежные средства на развитие перспективных технологий и направлений и т.п.

    "Хочется верить, что на бизнесе добросовестных компаний наши поправки не скажутся, так как большинство из них уже сегодня выполняют их и без требований со стороны закона, - говорит Антон Немкин. - По этой же причине законопроект не предусматривает административной ответственности за нарушения. Однако она может быть установлена позднее по итогам мониторинга исполнения новых норм".

    Поделиться