Как и чем живет самая "белорусская актриса" Москвы Елена Борзова
Черный квадрат на сцене
Я - москвичка, а родители мои были деревенские, но почти всю жизнь прожили в столице. Работали инженерами, папа прошел войну, он рано ушел из жизни.
Я окончила школу-студию МХАТ, навсегда благодарна ей за ту человеческую основу, которую нам там заложили.
Мастер нам сразу сказал, что у нас нет личной жизни и болезней. Актер может не выйти на сцену по одной причине, название которой - смерть. Еще на всю жизнь запомнила слова педагога: "Блевать, мочиться и давить клопов на сцене нельзя". Сегодня мы это видим сплошь и рядом. Сцена выше пола, выше земли. Это не говорит о том, что мы не говорим о насущных, духовных и душевных проблемах.
Говорим! Но никогда нельзя говорить со сцены пошло! И когда мне говорят, что черный квадрат Малевича - это живопись, я отвечаю: "Нет! Малевич сам сказал, что это не живопись, а конец живописи". Голые мужики на сцене - это не искусство. Это квадрат Малевича. Не надо мне баню на сцене. Сцена - это кафедра.
У меня был период, я служила в Московском Новом драматическом театре. Я его называла новый травматический театр. Меня там съедали поедом, не давали играть. А я брала мяч и ракетку и уходила в Лосиноостровский парк. Там стояла избушка, и я по ней шарашила мячом что было сил. Никогда виду не подавала, хотя страдала очень сильно. Даже в больницу попала.
Боря Невзоров мне как-то сказал: "Лен, ты что как палка? Не гнешься. Гнуться не будешь - сломают…" Он учил, что надо слушать, но делать по-своему.
Люди часто говорят, что в своей жизни ничего не меняли бы. А я бы поменяла многое. Жизнь дорого берет, но крепко учит. Несгибаемой палкой жить трудно и малопродуктивно.
Обожаемые "Песняры"
Писатель Иван Мележ - это белорусский Шолохов. Его трилогия "Люди на болоте" - это, бесспорно, классика. Там очень точно выписан характер народа, многие белорусы сверяют свой внутренний ментальный камертон с образами, прописанными Мележом.
Почему меня Беларусь влюбила в себя? Я там увидела на удивление гармоничных людей, трудолюбивых, добрых, настроенных на самоотдачу. Если честно, моя влюбленность в Беларусь началась еще в школе. Я влюбилась в творчество ансамбля "Песняры". Школьницей ходила на их концерты в Москве, пластинки заезживала едва ли не до дыр. Часами могла слушать. Я еще тогда стала учить музыкальный и очень теплый белорусский язык по их песням.
Я была городская девушка, которая смертельно боялась коров и комаров. Сама себе не раз задавала вопрос, почему меня утвердили на роль героини в картине "Люди на болоте" Ганны Чернушки? Что-то во мне увидел режиссер картины.
Снимали картину в Березинском заповеднике, что в Витебской области, в селе Волова Гора. В первый съемочный день режиссер дает мне серп и говорит: "Иди жито жать.." А я не умею! Всему меня научили сельские бабули, которые снимались в массовках. И жито жать, и онучи завязывать, в лаптях ходить, и тыльной стороной руки по-крестьянски нос вытирать. Я ходила по деревенским хатам, разговаривала с женщинами. Все подмечала, впитывала. Люди мне рассказывали, как войну пережили. Спокойно так, с достоинством, без надрыва и пафоса.
Атмосфера на съемках была идеальная. Режиссер не рассказывал о сверхзадачах, он создал атмосферу, которая была нужна для картины. Давали нам свободу. Оператор подстраивался под состояние актера, а не актер под оператора.
На съемках говорили по-русски, а озвучивала уже на белорусском. Вернее, на суржике. Так, как говорят люди на Пинщине, - это где Пинские болота. На озвучивании второй режиссер, которая прекрасно говорила на белорусском, помогала нам. У меня быстро и легко все получилось.
Беларусь так и осталась для меня второй родиной и родной сестрой. Очень люблю там бывать. Я, когда приезжаю на Белорусский вокзал, слышу запах поезда, мне сразу хочется сесть в вагон и поехать в Беларусь.
Есть такое понятие, которое не передать словами. Это любовь. Вот у меня с Беларусью случилась любовь.
Моя Доронина
Я работала в горьковском МХАТе, которым руководила Татьяна Доронина. Постараюсь быть объективной. Она, безусловно, великая актриса. Великая! Как режиссер Татьяна Васильевна послабей. В театре при ней была совершенно сталинская атмосфера, все друг на друга стучали.
Я там играла в спектакле. Как-то Татьяна Васильевна посмотрела меня на репетиции. Она пришла тихо, я и не знала, что она в зале сидит. Дала в итоге мне высшую ставку и заключила контракт на год.
За три дня до премьеры опять пришла. В спектакле по ходу сюжета я причитаю над своим партнером: "Зачем нам эта Америка, мы туда никогда не поедем..." А у меня в это время второй муж остался в Америке, а я с ребенком на руках в Москве. Мне эта тема была больна и понятна. Я очень эмоционально играла. Вдруг Доронина говорит: "Да вас в Америку пальцем помани, вы туда и сбежите…" Я как выдала тираду: триста лет мне нужна эта Америка, я русский человек и люблю свою страну…
Она не нашлась что ответить и промолчала. Поняла, что проиграла. А Татьяна Васильевна проигрывать ох как не любила. В эту минуту я свой контракт и расторгла. Мы сыграли премьеру, был успех. Но на следующий год контракт со мной уже не продлили…
Трудное счастье
У меня было три мужа, к сожалению. Я ведь хотела выйти замуж один раз и на всю жизнь. В первом браке случился один нюанс, от которого мне пришлось с маленьким ребенком на руках сбежать к маме. Мы жили втроем, потом появился второй муж, тоже артист. Родился второй ребенок, муж уехал в Америку. Я один раз к нему съездила, поняла, что он не хочет возвращаться. У меня наступило отчаяние, и я всю эту американскую жизнь отсекла.
Прошло время, в моей жизни появился поэт Николай Николаевич Зиновьев. Трудно ли жить с большим поэтом? Очень трудно! У нас с Колей были очень сложные отношения, первые пять лет мы не могли понять, жить нам вместе или нет. Все время искрили, сходились и расходились. Я вообще Колю Зиновьева вначале полюбила за его стихи. А потом все никак не понимала этого раздвоения: Коля в стихах один, в жизни другой. Когда в очередной раз я от него уходила, то всегда думала: ну, как этому человеку не поверить? Он же такие стихи пишет! И снова возвращалась...
Я благодарна Коле за все! Четверть века, прожитые с ним, - это годы формирования моей души. И вообще я считаю себя успешным человеком. Скажу почему. Да, я хотела бы сняться в ста фильмах, а в итоге снялась в шестидесяти. Не сыграла то, что хотела сыграть. Но я успешна, потому что себя не потеряла. Я такая, какой хочу быть, а не та, которой меня хотел кто-то видеть. А еще у меня два взрослых сына, которые мне говорят, что я хорошая мама. Я их воспитала на русской классике и в православном духе.
Елена Борзова родилась в 1956 году в Москве. Выпускница школы-студии МХАТ, в кино дебютировала в 1973 году, снялась более чем в шестидесяти фильмах. Лауреат Государственной премии СССР. Занимается педагогической деятельностью: ведет занятия по ораторскому искусству и сценической речи. Член Союза кинематографистов России и Союза театральных деятелей РФ.
- Вы употребляете ненормативную лексику?
- Да, бывает…
- Есть человек, которому вы при встрече не подадите руку?
- Нет, я всем подам руку.
- Вы сегодня могли бы влюбиться?
- Да, но не в кого.
- За что вы благодарны своим родителям?
- За доброту.
- Шапка-невидимка или сапоги-скороходы?
- Сапоги-скороходы.
- Одно из самых трудных решений в жизни?
- Уйти от мужа.
- Вы думаете о смерти?
- Все время.
- Что вам хочется от жизни?
- Чтобы заговорила моя младшая внучка.