О собрании музея, который в прошлом году отметил столетие, о перспективах музея и строительстве нового здания Пермской художественной галереи, которое должно быть завершено в мае 2024 года, рассказывает директор галереи Юлия Тавризян.
Название выставки "От иконы к авангарду" напоминает название легендарного проекта Третьяковской галереи в Музеях Ватикана в 2018 году "Русский путь. От Дионисия до Малевича". Случайное совпадение?
Юлия Тавризян: Думаю, да. Задачи этих проектов совершенно разные. Нынешний представляет не путь русского искусства в целом, а шедевры собрания Пермской галереи. Выставку делали замечательные кураторы Третьяковской галереи Нина Дивова, Татьяна Юдкевич. Они выбрали crème de la crème. Причем работы из тех, что не показывались в постоянной экспозиции. Два раздела выставки - древнерусское искусство и русский авангард - перекликаются. Поскольку источником вдохновения для художников авангарда была, в частности, иконопись, открытая заново в начале ХХ века. Среди работ на выставке - золотое шитье из мастерских Строгановых и иконы, которые они заказывали мастерам, в том числе из Оружейной палаты. Это памятники очень высокого художественного уровня. Например, написанные Семеном Хромым, работавшим и для мастерских Московского Кремля.
Заказ икон у царских мастеров - это соперничество с Москвой?
Юлия Тавризян: Я бы не называла это соперничеством. Это желание обустроить свои дома, храмы, земли. Строгановы выстроили промышленную империю на добыче соли - сначала на севере в Сольвычегодске, потом на Урале. Они получили грамоту от Ивана Грозного на владение всеми пермскими землями как "именитые люди". Для русского государства - это расширение границ, продвижение в Сибирь. Именно Строгановы снаряжают отряд Ермака в Сибирь. Обеспечив финансово создание русского флота Петра I, они получают право на баронский титул для своих детей. Каждый Строганов должен был построить дом и храм. В синодике Строгановых, то есть книге поминания всех членов семьи, было написано: "Кто не дал вклада, того не включать в поминание". И Александр Сергеевич Строганов, переехав в Петербург, строит в качестве такого обязательного дома дворец по проекту Растрелли, а построенным им храмом стал Казанский собор - по проекту Воронихина. Дом и храм становятся государственно значимыми.
История коллекции пермской скульптуры известна, ее открытие связано с именами Игоря Грабаря и Николая Серебренникова. Откуда Ваша коллекция авангарда?
Юлия Тавризян: Это тоже дело Серебренникова. К экспедициям, которые музей организовывал в 1923-1926 годах, он привлекает Игоря Грабаря. Грабарь тогда возглавлял национализированный Музейный фонд. Благодаря сотрудничеству с Грабарем и Луначарским в Пермской галерее появляются и западное искусство, и русское искусство XVIII-XIX веков. Основные вещи приходят через Государственный музейный фонд.
Из местных усадеб?
Юлия Тавризян: Нет, они приходят все из Москвы. В местных усадьбах такого уровня вещей не было.
Параллельно Серебренников собирает современное искусство. Он даже меняет несколько любимых деревянных скульптур на произведения авангардистов из Свердловского музея изобразительных искусств. Они туда приехали из московского Музея Художественной культуры. Поэтому в нашем собрании есть первоклассные работы художников "Бубнового валета", Наталии Гончаровой, Любовь Поповой, Александра Родченко…
Тогда же в 1920-х у нас, первых среди региональных музеев, появляется отдел советского искусства. Среди местных легендарных авторов, например, Петр Иванович Субботин-Пермяк. Он оформлял Красную площадь в Москве к 5-й годовщине Октября. Вернулся в родную Пермь. Организовал первые художественно-промышленные мастерские, где учил использованию народного искусства для новых целей. Большая коллекция Субботина-Пермяка есть и у нас, и в Кудымкаре, откуда он родом.
В 2009 году в Москве была выставка "Кудымкар - локомотив будущего" как раз о деятельности этого удивительного человека.
Юлия Тавризян: Он был не единственным авангардистом, работавшим в Перми. Василь Каменский, авиатор, поэт и художник, тоже наш земляк. У нас есть дом-музей Каменского в селе Троица - филиал краеведческого музея. Уже на моей памяти в музее появляются произведения Магдалены Брониславовны Вериго, художницы, которая какой-то период была связана с Пермью.
Выставка приурочена к 300-летию Перми и столетию Пермской художественной галереи. Музей начинается с собрания пермской деревянной скульптуры. Какие еще "рэперные точки" развития музея вы могли бы обозначить?
Юлия Тавризян: Это создание коллекции советского искусства в 1970-1980-х. Это возвращение имени Дягилева. Первую выставка, посвященную Дягилеву, объединившую около 100 коллекционеров, и музеев, в 1987 году сделал наш музей. И еще один рубеж - первая выставка, представлявшая Строгановых и их империю, в начале 1990-х.
Говорят, что для изучения советского искусства надо ехать в Пермскую художественную галерею и музей Людвига в Аахене.
Юлия Тавризян: Это Анатолий Михайлович Кантор сказал. В конце 1970-х-начале 1980-х годов коллекция музея выросла в два раза. Тогда Надежда Владимировна Беляева, директор Пермской галереи, поставила себе задачей сформировать коллекцию современного на тот момент отечественного искусства. Работники галереи приезжали в мастерские художников. Они смотрели то, что называлось тогда "третьим направлением" в искусстве - не нон-конформизм и не официоз. Интересовали авторы, которые работали, используя метафору. В нашей галерее есть работы художников из Москвы, Петербурга, с Урала, из Грузии, из республик Балтии.
Государство финансировало покупки…
Юлия Тавризян: Да. Нужно было получать разрешение Управления культуры на закупку этих вещей. Это было очень сложно. Например, привезли в музей работу Тюленева "Зимний вечер". А там - изба сияющая, в ней старушка над новорожденным теленочком… Начальство смотрит: да что вы такое привезли? Это развал советской деревни. Изба рухнет, бабка умрет, пьяные какие-то на заднем плане. Отстояли. А потом Надежда Владимировна рассказывала, как она шла по экспозиции, а у той картины бабушка с внучкой стоят. И она ребенку говорит: "Деточка, ведь это же я, это моя жизнь…".
В одном из интервью Вы сказали, что переезд музея в новое здание планировался 46 раз с 1976 года?
Юлия Тавризян: С 1938. Первое письмо, что галерее тесно, Серебренников пишет в 1938 году. Поэтому после войны была проведена реконструкция собора - были надстроены три этажа.
В 2024 году переезд в новое здание состоится?
Юлия Тавризян: Будем надеяться. Строительство по плану должно завершиться в мае.
Долгая история архитектурных конкурсов как "список кораблей" у Гомера. Не всякий дойдет до середины истории. Чем сердце успокоилось?
Юлия Тавризян: Здание музея, которое сейчас строится, проектировало архитектурное бюро Speech. Проект здания Сергея Чобана. А проект дизайна экспозиции и общественных пространств делало бюро Project Eleven вместе с компанией "Прогресс". Здание строится на территории бывшего вагоноремонтного завода имени Шпагина…
Когда начинали строительство, долго шли археологические раскопки. Нашли планировку не только первого завода, но и первых деревень, которые были на месте этого завода. Нашли Соликамский тракт - гать, выложенная из бревен. Нашли древнюю дренажную систему. Следы первой железной дороги, которая прошла через эту деревню. Это место, с которого Пермь начиналась. Место "первогорода".
То есть вы на правильном месте?
Юлия Тавризян: Оно очень сложное. Там сходятся реки. Сложные грунты. Существует опасность подтопления. Поэтому строителям нужно было очень хорошо продумывать систему гидроизоляции, водоотведения… Здание большое - 21 000 кв.м. Оно напоминает заводской корпус, похоже на цех. Внутренние пространства частично просматриваются. Но работы еще много.
Музей - в роли заказчика, а кто ведет строительство?
Юлия Тавризян: Весь процесс под контролем Управления капстроительства минстроя Пермского края. Мы согласовываем каждый этап. Работаем с подрядчиком. Подрядчик - турецкая компания "Лимакмаращстрой".
3 октября - закрывается ваша постоянная экспозиция. Но основное здание будет завершено в мае 2024. А первую экспозицию галерея откроет, вероятно, еще позже. Где в это время музей будет жить?
Юлия Тавризян: Мы переезжаем в специально подготовленные временные фонды. Часть коллекции уже была перевезена в прошлом году. Это тоже бывшее здание завода - Телта, но оборудованное всеми необходимыми системами для хранения произведений искусства. Надеемся, нам удастся выделить на заводе небольшое пространство под выставки.
В чем смысл двойного переезда?
Юлия Тавризян: Это необходимо, потому что начинаются проектные работы по реконструкции Спасо-Преображенского кафедрального собора и архиейерского квартала. Рядом с нами зоопарк. Он тоже выезжает, потому что стоит на месте архирейского кладбища. В планах - восстановление верхней набережной реки Камы, где были тоже дома, принадлежащие соборы. Это комплексное решение, на которое нужно время.
Это не просто новое здание, а новый этап жизни музея. Как будет меняться музей?
Юлия Тавризян: Нам важно, что музей будет вписан в окружающее пространство, где и заводы, и железная дорога, набережная Камы. Формирование коллекции связано с историей города. При этом у нас коллекци отнюдь не регионального уровня.
Египетские мумии, которые привезли в этом году на выставку в Музей Востока из Перми, стали сенсацией из разряда "очевидное - невероятное".
Юлия Тавризян: Мы счастливы, что коллекция нашего музея богатая шедеврами, разнообразная, вообще потрясающая. Поэтому мы хотим открыть миру Пермский край, а краю показать взгляд на мир, который создают коллекционеры, исследователи, ученые. Даже западное искусство, которое у нас есть, собрано российскими коллекционерами. Теми же Строгановыми. Есть и коллекция Бенуа. Есть Павловская коллекция. Нас в равной степени вдохновляют и богатства пермской культуры, и ее связи с мировой.
Ваша концепция музея мягко подчеркивает, что Пермь - культурная столица Урала. Правда, она соперничает за это звание с еще одним прекрасным городом…
Юлия Тавризян: Мне кажется, смешно соперничать. Задача сегодня - соединение единого культурного пространства страны. Поэтому нам очень важно участие в региональных проектах. У нас складывается прекрасное музейное партнерство с Екатеринбургом. Мы много сотрудничаем с Нижним Новгородом, с Омском… Сейчас выставка поедет наша в Ханты-Мансийск. В перспективе мы хотим показать буддистскую деревянную скульптуру из Улан-Удэ в диалоге с нашей деревянной скульптурой. С Сольвычегодском мы налаживаем контакты - там истоки империи Строгановых. В Кириллове будет наша выставка. В Архангельск едет наш образовательный проект. Это очень важный тренд - сотрудничество с регионами. "Сшивание культурной карты", как говорит Виктор Шалай, директор Владивостокского Музея им. В.К.Арсеньева.
Что за этим образом "сшивания культурной карты" стоит для вас?
Юлия Тавризян: На мой взгляд, самое интересное - это сборные выставки. Выставки, которые показывают, что практически любую тему можно раскрыть с помощью коллекции региональных музеев. Только что в Нижнем Новгороде на Стрелке была выставка "Русский авангард в музеях Урала", где мы показали лучшие свои работы вместе с музеями Екатеринбурга и Нижнего Тагила, Челябинска…Уровень произведений - столичный. В то же время открываются имена, которые, может быть, не так широко известны зрителю, но представляют локальный вариант русского авангарда. Это и наш Субботин-Пермяк, Голубятников из Нижнего Тагиле. Это очень важные открытия.
Надо знакомиться с собственным наследием. А с другой стороны, надо выйти из тени великих музеев.
Эрмитажа, например.
Юлия Тавризян: Им нечего доказывать. Великий Эрмитаж, великая Третьяковка, замечательный ГМИИ им. А.С. Пушкина, Русский музей… Мы все знаем, как значимы и важны их коллекции. Все "первые" вещи - у них… Но важно, что и в регионах хранится много прекрасных произведений - их меньше, но они не хуже по качеству. И мы можем говорить о более широком взгляде на явления, стили, имена…
Великие музеи во многом ориентированы на туристов… А ваша новая концепция музея рассчитана на местных жителей или на туристов?
Юлия Тавризян: Мы не можем позволить себе ориентироваться только на туристов. Наша опора - местные культурные сообщества, регион.
Город растянулся на 75 км. До музея добраться - нужен день. Насколько люди готовы тратить время, силы? Это не банальная история.
Юлия Тавризян: Это не банальная история для музеев в любом регионе. В столицах всегда много приезжих, которые идут в музей. Поэтому, разрабатывая концепцию, мы много думали о сценариях посещения. О том, как заинтересовать людей. Приятно, что семейных посетителей у нас не меньше, чем организованных групп. С другой стороны, мы придумываем новые программы… Любимейшая - "Мастерская Гутенберга", где дети графикой занимаются, книжки создают со своими текстами. Есть программы для совсем маленьких…Мы специализируемся среди музеев Перми на раннем эстетическом развитии…
С другой стороны, мне очень понравился формат KunstStep, который я в Германии увидела. Из близлежащих офисов во время обеда люди приходят в музей на 15 минут посмотреть на одну картину. Для людей - это отдых, смена обстановки, возможность передохнуть… Для музея - возможность каждый месяц рассказывать о новой картине.
Сегодня появилась привычка путешествовать по стране.
Юлия Тавризян: Пермь всегда была привлекательна для путешественников, которые любят сплавы по реке, природные красоты, например, Вишерского заповедника. Сейчас, надеюсь, будет возможность более широко показать и культурное наследие. Трехсотлетие Перми стало поводом для ажиотажного спроса на пешеходные экскурсии.
Каким Вы видите современный музей? Музей сравнивали и с храмом, и с форумом…
Юлия Тавризян: В прошлом году ИКОМ принял новое определение понятия музея. Это организация, которая работает на благо общества: хранит, изучает, показывает, интерпретирует материальное и нематериальное наследие. Иначе говоря, музей - это место памяти. Но это не кладбище, а место, в котором можно вести и разговор о будущем. Важно, чтобы музей рассказывал свою историю - через предмет - простым языком. Диалог между посетителем и произведением, которое мы показываем, по сути, наша главная цель.
Было исследование, которое показало, что музею доверяют больше, чем другим институциям. В музее - подлинники. Музей - это пространство доверия. Там правда. В чем правда, брат? В музее. И важно сохранить это доверие.